Главная

Сведения об образовательной организации

Учебная работа

Воспитательная работа

Дистанционное обучение

Приём обучающихся

Обращение к руководству школы

Задать вопрос администрации школы

Часто задаваемые вопросы и ответы на них

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ (ВсОШ)

Предрассудки и факты о суициде

К сожалению, знания о самоубийстве среди населения являются недостаточными. Сознание многих людей заполнено предрассудками о самоубийстве, которые мешают позитивным действиям при выявлении суицидального поведения и не позволяют принимать необходимые меры в отношении суицидального человека.

Ниже приводятся наиболее распространенные заблуждения о самоубийстве, неверные выводы, которые вытекают из них (рационализации) и правильные, истинные факты, проверенные многолетними наблюдениями и подтвержденные специальными исследованиями.

Это полезно знать молодым людям и их родителям:

Предрассудок: Большинство самоубийств совершается почти или совсем без предупреждения.

Факт: Большинство людей подают предупреждающие сигналы о своих реакциях или чувствах из-за событий, подталкивающих к самоубийству. Эти сигналы (или призывы о помощи) могут подаваться человеком в форме прямых высказываний, физических (телесных) признаков, эмоциональных реакций или поведенческих проявлений. Они сообщают о возможности выбора самоубийства как средства избавления от боли, снижения напряжения, сохранения контроля или преодоления утраты.

Предрассудок: Не следует говорить о самоубийстве с человеком, подверженным, по вашему мнению, его риску, поскольку можно подать ему идею о совершении этого действия.

Факт: Беседа о самоубийстве не порождает и не увеличивает риска его совершения. Напротив, она снижает его. Лучший способ выявления суицидальных намерений - прямой вопрос о них. Открытый разговор с выражением и беспокойства, вызванного наличием у человека мыслей о самоубийстве, является для него источником облегчения и нередко одним из ключевых элементов в предотвращении непосредственной опасности самоубийства. Избегание в беседе этой темы может стать дополнительной причиной для сведения счетов с жизнью. Риск увеличивается, поскольку, попытавшись обсудить эту тему с одним собеседником и получив отказ, человек почувствует себя еще более одиноким, и проявит в последующем еще меньше энергии в поисках другого человека, способного ему помочь.

Предрассудок: Если человек говорит о самоубийстве, то он его не совершит.

Факт: Люди, сводящие счеты с жизнью, обычно перед этим прямо или косвенно дают знать кому-нибудь о своих намерениях. Четверо из пяти людей, намеревающихся покончить с собой, перед смертью в той или иной форме говорят об этом желании с другим человеком. Отказ от серьезного отношения и участия в этих разговорах способствует наступлению смерти от самоубийства.

 Предрассудок: Суицидальные попытки, не приводящие к смерти, являются лишь формой поведения, направленной на привлечение внимания.

Факт: Суицидальные формы поведения или "демонстративные" действия некоторых людей представляют собой призыв или просьбу о помощи, посылаемую другим людям. Если никто не откликнется, то очень легко происходит переход от отчаянного крика о помощи к выводу, что никто уже никогда не поможет – и, соответственно, от отсутствия серьезных намерений умереть, к отчетливому стремлению покончить собой. Наказание за суицидальное поведение и его оценка как "недостойного" способа призыва о помощи может привести к чрезвычайно опасным последствиям. Наказание нередко производит действие, противоположное желаемому. Оказание помощи в разрешении проблем, установление контакта является эффективным методом предотвращения суицидальных форм поведения.

Предрассудок: Самоубийца определенно желает умереть.

Факт: Намерения большинства суицидальных людей остаются двойственными вплоть до момента наступления смерти. Очень немногие сохраняют уверенность в своих желаниях или однозначном решении покончить с жизнью. Большинство людей являются открытыми для помощи других, даже если она навязывается им помимо воли. Преобладающее большинство лиц, обнаруживавших суицидальные тенденции в то или иное время своей жизни, находят способ продолжения жизни.

Предрассудок: Те, кто кончают с собой, психически больны.

Факт: Действительно, наличие психического заболевания является фактором высокого риска самоубийства. Однако многие, очень многие совершающие самоубийство люди не страдают никаким психическим заболеванием. Для них это всего лишь временная ситуация, из которой они не видят другого выхода.

Предрассудок: Если человек однажды предпримет суицидальную попытку, то он больше ее уже не повторит.

Факт: Хотя большинство лиц, совершивших суицидальную попытку, обычно не переходят к самоубийству, однако многие из них повторяют эти попытки. Частота самоубийств у лиц, ранее совершавших суицидальные попытки, в 40 раз выше, чем среди населения.

 Предрассудок: Злоупотребление алкоголем и наркотиками не имеет отношения к самоубийствам.

Факт: Зависимость от алкоголя и наркотиков является фактором риска суицидального поведения. Пьянство и наркотики, особенно, в состоянии отмены, могут существенно способствовать сведению счетов с жизнью.

Предрассудок: Самоубийство представляет собой чрезвычайно сложное явление, помочь самоубийцам могут только профессионалы.

Факт: Причин суицидального поведения так же много, как и людей, проявляющих его. Действительно, поиск общих закономерностей, применимых ко всем людям, показывает, что суицид - чрезвычайно сложное явление. Вместе с тем, понимание и реагирование на суицидальное поведение у конкретного человека не требует глубоких познаний в области психологии или медицины. Требуется лишь проявление внимания к тому, что человек говорит, ПРИНЯТИЕ ЭТОГО ВСЕРЬЕЗ, оказание поддержки и обращение за соответствующей помощью. Многие люди погибают в результате самоубийства лишь потому, что им не была предложена или оказалась недоступной неотложная первая помощь и поддержка.

 Предрассудок: Если у человека имеется склонность к самоубийству, то она останется у него навсегда.

Факт: Большинство суицидальных кризисов являются преходящими и устраняются при соответствующей помощи. Однако если эмоциональный стресс продолжается, облегчение не наступает, а помощь не оказывается, то сохраняется риск суицидального поведения. После получения профессиональной помощи человек чаще всего способен возобновить свою обычную жизнь деятельность.

 Предрассудок: Самоубийство - явление наследуемое.

Факт: Это сложный вопрос. Действительно, в последнее время ученые интенсивно ищут гены, которые могут иметь отношение к формированию суицидального поведения. Однако наличие некоторой генетической основы не означает, что человеку нельзя оказать реальную помощь, ведь речь идет о поведении человека, которое важно заметить, а после этого – обратить на него внимание врачей или психологов.

 

Личностные защитные факторы (у подростка):

 · Хорошие навыки общения, умение общаться со сверстниками и взрослыми;

· Уверенность в себе, своих силах, убежденность в способности достижения жизненных целей;

· Умение искать и обращаться за помощью при возникновении трудностей, например, в школе;

· Стремление советоваться с взрослыми при принятии важных решений;

· Открытость к мнению и опыту других людей;

· Открытость ко всему новому, способность усваивать новые знания;

· Участие в общественной жизни (например, в спортивных соревнованиях и событиях, клубах, обществах и т.д.);

· Хорошие, ровные отношения со сверстниками в школе учителями;

· Поддержка со стороны близких людей.

Как уберечь ребенка от суицида

Самоубийство - это реакция ребенка на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Я хочу рассказать Вам, уважаемые родители, о причинах детского суицидального поведения, признаках, по которым можно понять, что ребенок задумал неладное, а также о том, как Вы можете предотвратить появление суицидальных мыслей у своего ребенка.

Ситуации, которые могут спровоцировать самоубийство ребенка:

- Конфликтные отношения в семье;

-Насилие в семье (физическое, психическое, сексуальное);

- Недостаток внимания и заботы;

- Авторитарное властное поведение родителей;

- Развод родителей;

- Психические отклонения у родителей;

- История самоубийства и суицидальные попытки в семье;

- Смерть значимого человека;

- Разрыв отношений с любимым человеком или конфликты со сверстниками;

- Переживание обидной, несправедливой, оскорбительной ситуации, унижающей чувство собственного достоинства;

- Постоянные издевательства, запугивание со стороны сверстников;

- Высокие требования к учебе и ожидание результатов, которых подростку сложно достичь.

- Нежелательная беременность, аборт и его последствия;

- ВИЧ-инфекция или заражение другой болезнью, передающейся половым путем;

- Серьезная физическая болезнь;

- Психические расстройства ребенка (депрессия, психоз, дезадаптация, отклоняющееся поведение).

Мотивы суицидального поведения

- Обида, чувство одиночества, отчужденности, непонимания со стороны родителей или сверстников;

- Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность;

- переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей их семьи;

- Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

- Страх позора, насмешек или унижения;

-Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

- Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

- Подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ.

Как понять, что ребенок думает о самоубийстве

- Внезапная замкнутость и отказ от общения, самоизоляция, снижение поведенческой активности. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый разговор с человеком.

- Внезапное изменение поведения, когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности.

- Необъяснимые или часто повторяющиеся исчезновения из дома, прогулы в школе;

- Безразличное или негативное отношение к своему внешнему виду, несоблюдение правил гигиены, изменение привычек сна и/или питания.

- Нарушение аппетита.

- Безразличные или наоборот неадекватные реакции на ситуации неудач в повседневной жизни.

- Внезапное враждебное поведение, асоциальные поступки, инциденты с правоохранительными органами, участие в беспорядках. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом человека обратить на него внимание, помочь ему;

- Употребление спиртного и/или наркотических средств;

- Совершение неоправданно рискованных поступков;

- Внезапное снижение школьной успеваемости, активности, потеря интереса к окружающей жизни;

- Написание прощальных записок или записок-завещаний, раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи;

- Частое прослушивание печальной, депрессивной музыки.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ:

1. Открыто обсуждайте школьные и личные проблемы детей;

2. Помогайте своим детям ставить реальные цели в жизни и стремиться к ним;

3. Не оставляйте ребенка один на один с проблемой. Учите его способам разрешения жизненных ситуаций;

4. Обязательно оказывайте содействие в преодолении препятствий.

5. Одобряйте и поддерживайте словом и делом любые стоящие положительные начинания ребенка;

6. Не применяйте физические наказания ни при каких условиях;

7. Установите заботливые взаимоотношения с ребенком. Любите и проявляйте заботу о своих детей вне зависимости от возраста, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними;

8. Умейте показывать свою любовь к ребенку, чаще обнимайте и целуйте его;

9. Научитесь принимать своих детей такими, какие они есть. "Что посеешь, то и пожнёшь!" – гласит народная мудрость. Поэтому любите своих детей, будьте искренними и честными с ними;

10. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;

11. Будьте внимательным слушателем;

12. Помогите определить источник психического дискомфорта;

13. Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;

14. Помогите ребенку осознать его личностные возможности, покажите свою веру в силы ребенка;

15. Не читайте нотации, не предлагайте неоправданных утешений, не высмеивайте его мысли и идеи;

16. Не говорите: «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.

17. Помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения;

18. Не игнорируйте ребенка, его желание получить внимание.

Из дома, из-под теплого родительского крыла постоянно убегают дети и подростки.

Некоторым кажется, что такое случается только в неполных или проблемных семьях, многие считают, что их семьи это не коснется никогда. Но даже в самой успешной, в самой хорошей семье может произойти побег. Почему?

Надо отметить, что до семилетнего возраста дети дом не оставляют. Их психологическая зависимость от родителей еще очень сильна. Если малыш и оказался один на улице, то это скорее всего означает, что он просто потерялся или заблудился.

С наступлением школьного возраста психологическая зависимость слабеет, и уход из дома становятся возможен. Иногда основным побудительным мотивом становится потребность во множестве новых и ярких впечатлений. Ребенок, которому наскучило однообразие будней, вдруг может отправиться в далекие страны (чаще всего знакомые по ярким описаниям в приключенческой литературе). Подстегивают его и романтические примеры сверстников- бродяг, которыми изобилуют детские книжки и фильмы.

Гораздо чаще дети уходят из дома просто в поисках новых впечатлений, а также стремясь уклониться от школьных занятий, предъявляющих непосильные для них требования дисциплинированности и трудолюбия. Возвращенные домой, они нередко предпринимают повторные попытки ухода, ведомые неодержимым соблазном вольной жизни без всяких социальных ограничений. Такое поведение является результатом ошибок в воспитании, прежде всего недостаточного внимания родителей к потребностям и интересам ребенка. В большинстве случаев уход из дома это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни.

Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение. Дискомфорт в отношениях с родителями воспринимается очень остро. Для подростков типично стремление противопоставить свои суждения и вкусы взрослых. Обычно это ограничивается расхождением музыкальных и галантерейных пристрастий. Но нередки и более острые конфликты, когда уход воспринимается как манифест: ребенок отныне выступает перед лицом общества самостоятельно.

Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. В большинстве случаев побег из дома это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, из которой дети не видят иного выхода.

Побеги из внешне благополучных семей могут быть связаны с неправильной родительской позицией относительно трудностей в учебе. Хроническая неуспеваемость ребенка, пренебрежительное отношение одноклассников порождает ощущение изоляции. Ребенок пытается демонстративно бесшабашным поведением компенсировать внутреннее напряжение, но это обычно приводит лишь к усилению педагогического давления. В данном случае от родителей требуется умение тактично, не подрывая авторитета школы, встать на

сторону ребенка, уверить его в том, что он способен преодолеть возникающие проблемы.

Большая часть побегов длиться по времени не очень долго, и уже через несколько дней беглецы возвращаются домой. Но если даже такое событие произошло, то к этому тревожному сигналу надо отнестись со всей серьезностью. Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, которые не должен быть проигнорирован.

Нет нужды говорить о том, что предоставленный сам себе, ребенок легко подпадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Но даже если такой неприятности не случилось, уход из дома не проходит бесследно. Проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, попрошайничать, красть. Будет правильно, если в какой-то момент вы находясь на улице, укажете своему ребенку на жесткую реальность жизни детей, сбежавших из дому: голод, лишения, опасности.

Говорят: от хороших родителей не убегают. Наверное, хорошие родители это те, кто способен так построить отношения с ребенком, чтобы избавить его от разочарований.

Что делать, если это случилось?

Во-первых, заявить в милицию о пропаже ребенка сразу же, как только вы поняли, что он не просто задержался где-то, гуляя, а действительно ушел из дома. А потом... Если ребенок все-

таки хлопнул дверью, постарайтесь не обвинять его в бездушии. Для вашей семьи это сигнал объединиться, в центр общих разговоров поставить интересы ребенка, забыть обо всех личных неприятностях, а не набрасываться на свою половину со словами: «Это ты виноват(а), ты не воспитывал(а) ребенка так, как надо, все время занимался(лась) лишь своими проблемами и работой!».

Самой главной вашей задачей должен стать поиск ребенка. Ни в коем случае не впадайте в истерику – так вы не сможете сосредоточиться и сориентироваться в направлении поиска. Почему вашей кровиночке вдруг стало так неуютно возле вас? Может, что-нибудь изменилось в ваших отношениях не только с ребенком, но и между собой? Тогда надо обдумать, как оградить ребенка от взрослых проблем. Выработайте стратегию своего поведения при встрече с ним.

Чем страшен уход ребенка из дома как для него самого, так и для его родителей?

Ребенок может испытать дополнительное насилие (как физическое, так и сексуальное). Рано или поздно он начнет под давлением таких же, как и он сам, употреблять наркотики, курить сигареты, нюхать клей, употреблять алкоголь. А это обязательно повлечет за собой полную деградацию личности, так как разрушится гармония его интеллектуального, нравственного, физического, эмоционального и социального развития. Полноценно питаться ребенок тоже вряд ли сможет. Да и чтобы добыть себе какой-то кусок хлеба, ему придется пойти на кражу или воровство...

И потом, ведь не так-то просто выжить среди таких же беспризорников, как и он сам – срабатывает закон волчьей стаи, где выживает тот, кто сильнее.

Встретить ребенка надо умеючи встречать надо в зависимости от того, по какой причине ребенок ушел из дома. Если все же виноваты родители, им надо попросить у него прощения. Если ушел из дома ребенок- романтик, обязательно поговорите с ним и выясните, чего же ему конкретно не хватает.

Ребенок может и не объяснить толком, почему так случилось, но по немногословным фразам, его реакции на ваши слова вы можете догадаться, что творится у него в душе. Не будьте ни судьей, ни атакующим. Внимательно выслушать и помочь – все, что от вас требуется. Можно

пообещать ему пойти вместе в поход, но обязательно сдержите данное слово.

Можно ли подыгрывать ребенку, который решил испытать родителей «на прочность», встречать его так, как он того ожидает – с пирожками, извинениями? Если его справедливо наказали, а он решил таким образом отомстить, то этого допускать нельзя ни в коем случае, иначе он будет шантажировать этим родителей и дальше. Реакция должна соответствовать темпераменту ребенка, его умению понять, что от него требуют.

Если простить ребенка независимо от причины его ухода, – не значит ли это, что мы признали свое поражение? Большинство родителей выплескивают свои эмоции прямо у порога. А разве этот проказник не должен знать, что вы пережили? Пусть у него хоть совесть заговорит! Но это будет лишь проявлением вашего эгоизма. А как же, вы страдали, а он (она) – такой бездушный, бессовестный, ему все равно – «как об стену горохом»! Но единственное, чего вы этим добьетесь – снимете нервное напряжение, а ведь проблема-то не решится, наоборот, может усугубиться.

Человек, который возвращается, первым делает шаг навстречу. Простите своему ребенку, забудьте прежние обиды. Для истерзанного материнского сердца возвращение «блудного сына» – радость (жив-здоров, и это – главное!). В такие минуты трудно подобрать правильные слова, к тому же не каждому взрослому дано красноречие от природы.

Руководствуйтесь не обидой, а любовью, как бы трудно вам ни было это сделать, подавите в себе гнев и раздражительность. Дайте ребенку понять, что он не зря вернулся домой, к вам. Это будет не только перемирием, но и шансом на поворот в ваших отношениях в лучшую сторону.

Не вступайте в перепалку с ребенком – страсти понемногу утихнут, и вы не сделаете и не скажете ничего такого, о чем могли бы потом пожалеть.

Мудрые родители не только должны выслушать претензии ребенка, но и выставить свои условия для того, чтобы всей семьей можно было бы достичь компромисса. Не пытайтесь решить эту проблему силовыми методами. Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут подальше вещи ребенка, запирают его в комнате, контролируют каждый его шаг.

Драконовские меры лишь усилят его желание снова убежать из дома. Потом его будет очень трудно вернуть в семью.

Можно ли предупредить эту ситуацию?

• Многие капризы детей можно понять и принять, если знать психологическую подоплеку их поведения. У детей ведущим мотивом является игра, они никогда не уходят из дома всерьез. Чаще всего, они играют в побег, например, на Северный полюс или еще куда-нибудь.

• Никогда не угрожайте ребенку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. Ребенок воспринимает любые подобные угрозы, как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, уходит сам.

• Старайтесь вместе с детьми решать, как им проводить досуг. Если их свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Малыш интересуется какими-то видами единоборств, плаванием – водите его в секцию. Все-таки, это намного лучше, чем беспризорный досуг.

• Еще не поздно подружиться с собственным чадом. Для начала попытайтесь воспринимать его всерьез, ведь когда ему исполнится 12–14 лет, сделать это будет намного тяжелее. Разговаривайте с ним на равных: многие родители очень долго не могут перестроиться с «вытирания носа» на полноправное общение и понять, что имеют дело с почти взрослым человеком.

• Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного к вам доверия. Выслушивайте ребенка всегда, особенно, если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес, как: «Я предупреждала тебя, что так получится!». Не отбивайте у ребенка желания советоваться с вами. И тогда с любой бедой, проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

• Дерзость и нахальство со стороны ребенка – это тоже стремление к самоутверждению. Постарайтесь не драматизировать ситуацию, а переводить в шутку все его высказывания, старайтесь меньше обижаться, и помните – как бы малыш не критиковал ваши взгляды, вы для него – центр Вселенной. Поэтому, чтобы установить мир, начните с себя.

При необходимости, обратитесь к специалисту – психологу за консультацией.

Человека делают человеком

светлые воспоминания детства.

Ф. М. Достоевский

Почему многие родители способны поднять руку на своего ребёнка?

Побои – не метод воспитания. Пощёчинами и пинками морали не научишь, с их помощью ничего не добьёшься.

Телесные наказания и битьё детей, даже если они не приводят к издевательствам, абсолютно неприемлемы. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека.

Речь здесь идёт не только о том, что такое поведение аморально и несправедливо. Оно – также непедагогично и неэффективно. Многочисленные исследования показали, что телесные наказания не являются действенными методами воспитания и вызывают только ответную жестокость.

Возможно, телесные наказания и служат родителям разрядкой от накопившегося гнева, но ребёнка они ничему не учат. Только унижают, оскорбляют, раздражают его.

Почему бьют детей?

Физические наказания – явление, распространённое во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят обидеть детей, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьёзно» наказать ребёнка и считают, что именно пощёчины, щипки, пинки и удары являются формой «внушительного» наказания. Эти родители видят в битье средство, которое воспитывает в детях послушание и прививает им принятые в обществе нормы поведения. Они считают, что таким образом можно учить детей морали и наставлять их на путь истинный. Но, несмотря на такую убеждённость, большинство родителей, прибегающих к телесным наказаниям, чувствуют за собой вину и испытывают раскаяние и дискомфорт, что вызывает у них сомнения в правильности выбранной линии поведения и смутные предположения, что существуют, возможно, более верные и эффективные методы воспитания.

В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы:

* «Пусть ребёнок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьёзное» (но как раз серьёзный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).

* «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали, припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребёнка, которого бьют).

* «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребёнка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).

Реакция на побои бывает у детей самой разной

Маленький ребёнок, которого ударили, зачастую начинает плакать ещё громче.

Ребёнок, которого бьют, чувствует себя оскорблённым и униженным.

Ребёнок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктована жаждой мести и компенсации. Кроме того, его непрерывно мучает страх, и это может оказаться губительным для его развития.

Ребёнку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание – это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал.

Ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили, порой трудно не потерять веру в добрые намерения родителей.

У тех, кого в детстве били душевная рана не заживает в течение многих лет. Нередко они не могут избавиться от чувства боли и обиды и во взрослом состоянии.

Словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Чтобы воспитать ребёнка и установить с ним доверительные отношения, то попробуйте воспользоваться такими психологическими приёмами:

-каждый день начинайте с улыбки и заканчивайте миром;

-давайте ребёнку возможность самому выбирать одежду, еду, книги, развлечения, друзей;

-не принуждайте его, а постарайтесь объяснить почему нужно сделать так, а не иначе;

-уважайте ребёнка (прежде чем посмотреть его дневник, прочесть письмо, взять его вещь, поинтересуйтесь, не будет ли ребёнок против);

-не применяйте при общении с ребёнком оскорбительных слов (лентяй, трус, осёл и т.д.)

-не давайте категоричных оценок (ты неисправим, ненормальный и т.д.); 

-помните, что не одобрять только можно поступки, но не самого ребёнка (не «ты плохой», а «ты сделал плохо»;

-почаще советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение («А как ты думаешь?» «А как бы ты поступил?»);

-предоставьте ему возможность быть разным (послушным, шаловливым, весёлым, задумчивым, таким, какой он есть);

-после наказания проступок, за который вы наказали ребёнка, нужно забыть;

-нельзя наказывать больного ребёнка;

-если хотите похвалить, то хвалите за его труды (за поделку, вымытую посуду и т.д.)

-заранее предупреждайте ребёнка о ваших намерениях («Мне бы хотелось, чтобы завтра вечером ..»)

- предоставьте ребёнку возможность чувствовать себя нужным в семье, ответственным за какое-то семейное дело;

-никогда не торопите ребёнка, дайте ему возможность жить в собственном ритме;

-будьте последовательны в своих требованиях.

1. Старайтесь высказывать своё личное мнение: «Мне нравится...». « Я ценю.. .», «Мне здорово помогло.. .» (вместо: «У тебя великолепно получается...», («У тебя получается лучше, чем у ...»). Дети в состоянии воспринять вашу искреннюю реакцию на свои действия, но могут растеряться или почувствовать себя неловко получая явно завышенную оценку, которую ещё предстоит оправдать.

2. Демонстрируйте уверенность в способностях своих детей. «Мне так приятно, что ты на выходные выбил ковры они же такие тяжёлые. Теперь я знаю, что у меня есть настоящий помощник». Но не так: «Для твоего возраста у тебя неплохо получается» или «Превосходный рисунок». Другими словами, дайте детям возможность самим сделать вывод о своих способностях. Неплохо при этом задать вопрос: «А ты сам что думаешь?» и дать ребёнку свободу в оценке своих способностей.

3. Отмечайте, насколько трудной была работа, которую сделал ваш ребёнок.

«Земля такая твёрдая!» вместо: «Ну, ты силён вскопать такую грядку!» Пусть он сам додумает, что вы оставили между строк.

4. Замечайте, успехи и старания ребёнка. «А ведь ещё месяц назад ты мог один раз туда и обратно!» «Ты целый час над этим проработал!» «Я смотрю, у тебя с братом в последнее время наладились отношения!» В нашем мире слишком много внимания уделяется окончательному результату в ущерб стараниям, приложенным к его достижению, поэтому дети могут легко потерять интерес без вашей поддержки их усилий. И, постарайтесь, не испортить всё, сказав в конце, что они «способны на гораздо большее».

5. Не упускайте возможность отметить вклад ребёнка в общее дело. Поскольку мы стремимся наладить в семье атмосферу сотрудничества, а не конкуренции, постарайтесь должным образом оценивать ситуации, в которых дети проявляют предусмотрительность, предупредительность, стараются помочь. Простое выражение признательности: «Спасибо!» «Благодарю за помощь!» «Молодец, что помог сестре!», или просьба помочь: «ТЫ не пособишь мне...» может значить для детей гораздо больше, чем фраза вроде «Ты такой предусмотрительный».

6. Не упускайте возможность прокомментировать положительный результат действий ребёнка. Ребёнку будет очень приятно, если вы скажете: «Теперь мне будет гораздо легче работать» или «Теперь комната выглядит гораздо чище», потому что он знает, что это правда.

Итак, старайтесь подчёркивать важность стараний, отмечать достижения ребёнка (даже самые небольшие), существенность результатов его действий и его вклад в общее дело, а также реальные трудности, с которыми он столкнулся, выполняя его. Всё, что вы говорите, должно звучать искренне и правдиво. Дайте детям самим оценить то хорошее, что они сделали. Помните, что хорошего много просто мы не привыкли акцентировать на нём внимание, а ведь это может существенно поднять степень уверенности детей в своих силах.

Контактная информация

Адрес: 344032, г. Ростов-на-Дону, ул. Казахская, д. 57А

Юридический адрес: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1

График работы: Пн - Пт: с 08.10 до 17.10, Сб, Вс - выходные дни

Телефон/факс: (863) 254-78-77 (приёмная), электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Электронный журнал