Суицид– умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
Суицидальное поведение– это мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.
Типы суицидального поведения:
Демонстративное суицидальное поведение. Стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи.
Аффективное суицидальное поведение. Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими.
Истинное суицидальное поведение. Характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки часто оставляют записки.
Причины суицида
1). Несформированное понимание смерти. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
2). Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям.
3). Дисгармония в семье.
4). Саморазрушаемое поведение (употребление алкоголя, наркотиков).
5). Протест.
6). Депрессия.
Возможные мотивы
Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
Безнадежность - потеря надежды изменить жизнь к лучшему.
Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что подросток не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.
Попытка сделать больно другому - «Они еще пожалеют!» Иногда подросток считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
Способ разрешить проблему - подросток рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.
К «группе риска» по суициду относятся подростки:
- с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
- отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
- с затяжным депрессивным состоянием;
- сверхкритичные к себе подростки;
- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
- страдающие от болезней или покинутые окружением;
- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
- из семей, в которых были случаи суицидов.
Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида
ü потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение последних дней,
ü частые жалобы на соматические недомогания (на боли постоянную усталость, частую сонливость).
ü необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
ü постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти.
ü ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие.
ü уход от контактов, изоляция от друзей и семьи.
ü нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы.
ü отсутствие планов на будущее,
ü внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Профилактика суицидов. Рекомендации педагогам
- нормализация стиля общения педагогов с учащимися (не допускать оскорблений, унижений, психологического и физического насилия).
- вовлекать учащихся в социально-значимые виды деятельности,
- у учащихся формировать установки на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
- вселять подросткам уверенность в свои силы и возможности;
- внушать им оптимизм и надежду;
- проявлять сочувствие и понимание;
- осуществлять контроль за поведением подростка;
- во время подготовки к ГИА, выпускникам обязательно оказывать поддержку, укреплять их веру в себя и свои возможности. Убрать критику и недовольство.
Для того чтобы ценить жизнь,человеку необходимы: внимание, любовь окружающих и любовь к самому себе.