Кадетский корпус: традиции, поверенные современностью
2020 год для II Донского Императора Николая II кадетского корпуса дважды юбилейный: 100 лет со дня основания и 25 лет со дня воссоздания учебного заведения. За прошедшие годы из воскресного образовательного учреждения с семью учащимися кадетский корпус стал общеобразовательным учреждением при одном из ведущих донских вузов — ДГТУ. Сегодня здесь воспитываются и получают среднее образование более 500 кадет. Сохраняя ориентир на патриотизм и традиционное воспитание, кадетский корпус развивает новейшие форматы обучения, вводит в учебную программу актуальные в современном социуме предметы. Наряду с этикетом и хореографией воспитанники осваивают интернет-технологии и робототехнику. Накануне юбилея мы побеседовали с директором кадетского корпуса Антоном Диденко.
— Антон Александрович, кадетский корпус — особое образовательное учреждение. Насколько отличается работа преподавателя, учителя в обычной школе и кадетском корпусе? Можно ли сказать, где легче?
— Где легче, сказать нельзя, потому что везде нелегко. В школе педагог общается с детьми в течение урока, у нас — с утра до вечера. С одной стороны, сложно, а с другой — преподаватель, воспитатель знает не только, как его ученик ведет себя на уроках, но и то, как он готовит домашние задания, чем занимается во внеурочное время, чем увлекается.
— А если посмотреть с точки зрения учащегося: сложно ли быть кадетом?
— Прежде всего, учиться у нас интересно. Программа насыщенная. В первой половине дня — общеобразовательные дисциплины, а во второй, до 17.00, — занятия в рамках системы дополнительного образования. Это, конечно, военное дело, такие традиционные для кадетских корпусов дисциплины, как этикет и хореография, и широкий выбор занятий по интересам. Ученики погружаются в исследовательскую работу по истории нашей страны, казачества, донского края, военной истории, экологии. В корпусе действуют спортивные секции.
В прошлом году наши кадеты заняли первое и второе места в Открытом областном турнире ДОСААФ по армейскому рукопашному бою среди допризывной молодежи. Наша сводная группа барабанщиков под управлением подполковника запаса С. М. Литвинова — неоднократный победитель конкурсов различного масштаба. Без них не обходится ни один праздник в кадетском корпусе. Часто ребята принимают участие в массовых мероприятиях масштабов города и области. Это далеко не единственные примеры. Не стоит думать, что кадетский корпус — это какая-то унылая казарма в миниатюре. У нас есть место и строгой дисциплине, и творчеству.
— И это все необходимо для подготовки будущих военных?
— Это необходимо для подготовки настоящих людей. Вовсе не обязательно наши выпускники связывают свою судьбу с армией. Хотя таких много. Тем не менее многие получают гражданские специальности. Подготовка кадров для вооруженных сил — это слишком узкое понимание задач кадетского корпуса. Воспитание в кадетском корпусе — в традициях России. Из подобных учебных заведений выходили и военные, и писатели, и художники, и музыканты — представители военной и культурной элиты страны. Мы стараемся поддерживать и продолжать эти традиции. Наша задача — интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие воспитанников, формирование у них гражданского сознания и патриотического мировоззрения.
— Есть ли какие-то особые критерии отбора будущих воспитанников?
— К нам приходят дети 6–7 лет. С 1-го по 4-й класс они пребывают в статусе воспитанников, в 5-м становятся кадетами. Для будущих первоклассников необходимо заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья и беседа с психологом. Ведь в таком возрасте включиться в учебный и воспитательный процессы кадетского корпуса детям сложно. Необходимы навыки общения, стрессоустойчивость, определенный уровень самостоятельности и ответственности. Ребенок должен быть готов к жесткой дисциплине. Но нужно понимать правильно: суть дисциплины не в том, чтобы муштровать и ограничивать детей, а в том, чтобы привить им чувство ответственности за свои поступки. Дисциплина — это и есть ответственность.
Зачастую привести первоклассника в кадетский корпус — желание родителей. Ребенок в таком возрасте с огромным желанием идет учиться в такое учебное заведение, опираясь только на визуальное восприятие. А вот потом, к 5-му классу, желание уже становится осознанным. Приходят к нам учиться и пятиклассники, и ребята постарше.
— Сложно бывает таким ученикам адаптироваться?
— Адаптация ребенка в новом коллективе — всегда непростой процесс. Но, как правило, особых трудностей не возникает. Если говорить об учебной программе, то мы работаем по стандартам. И как ни странно, это не в минус общеобразовательной школе, а, наверное, даже в плюс нам — наши ученики оказываются более подготовленными по общим дисциплинам. К нам переводятся отличники, которые иногда не могут с первого раза подтвердить на тестировании свою оценку по предмету, им приходится заниматься дополнительно.
— Вы говорили о дисциплине, ответственности, в связи с этим есть такой вопрос: часто ли к вам отправляют детей «на перевоспитание»?
— Я не сторонник такого подхода. Если ребенок в семье предоставлен сам себе, если за ним некому присматривать, если он неуправляем — это далеко не основание отправлять его в кадетский корпус. Обучение в кадетском корпусе — это не наказание за плохое поведение, это честь и высокая оценка возможностей и способностей ребенка. А для перевоспитания есть какие-то другие возможности.
— Как вы подбираете педагогический состав?
— Кадровый вопрос существует. Несмотря на то что у нас в силу специфики зарплата педагога и воспитателя несколько выше, чем в обычной школе, не каждый учитель выдерживает наш график, нашу нагрузку. При этом конкурс есть. Мы проводим жесткий отбор, пытаемся найти и привлечь к нам на работу лучших, но берем не только специалистов с опытом. Так, замечательного учителя музыки взяли сразу после института. Еще, кстати, пополняем кадровый состав собственными выпускниками. У нас работает педагогическая семья, муж и жена, — выпускники нашего кадетского корпуса.
— Кадетский корпус является структурным подразделением одного из ведущих вузов, ДГТУ. Как это отражается на учебном процессе?
— Самым положительным образом. У ДГТУ огромная научная база, оборудованные лаборатории, высокопрофессиональный преподавательский состав. И мы можем использовать все эти преимущества, пользоваться всеми наработками как для классных занятий, так и для дополнительного образования. В конце прошлого года для воспитанников 1—4-х классов у нас по программе дополнительного образования введены инновационные предметы — «Робототехника» и «Ментальная арифметика». Занятия проводят преподаватели ДГТУ.
— То есть в образовательном процессе ДГТУ помогает идти в ногу со временем и даже в чем-то опережать современные тенденции в средней школе?
— Конечно, университет оказывает сильное влияние на наш образовательный процесс. Но мы и сами всегда открыты всему новому. Например, большое внимание уделяем интернет-безопасности. Наши кадеты учатся защищать свои персональные данные, совершать безопасные покупки в интернет-магазинах, анализировать правдивость и достоверность информации на различных информационных сайтах и в соцсетях.
А с педагогическим коллективом тестируем программу KasperskySafeKids, делаем пилотный проект с Лабораторией Касперского. Нам уже предоставили на безвозмездной основе тестовые варианты лицензионных ключей программного обеспечения KasperskySafeKids, которая позволяет в режиме реального времени не только отслеживать, где находится ребенок, но и контролировать использование ребенком сайтов и практически всех установленных на смартфоне сервисов, в том числе и социальных сетей. Опыт подсказывает, что если ребенку полностью ограничить использование всемирной сети, то он обязательно найдет возможность бесконтрольного выхода. Всегда эффективнее осуществлять мягкий контроль за деятельностью несовершеннолетних. В то же время необходимо понимать, что ребенок должен уметь использовать возможности глобальной сети, быть подготовленным к современным информационным вызовам. Реализуемый совместно с АО «Лаборатория Касперского» пилотный проект практически полностью решает эти проблемы.
— Какую роль в учебном заведении играет патриотическое воспитание? Как кадетский корпус готовится к 75-летней годовщине Победы? В каких еще мероприятиях планируете принимать участие?
— Роль одна из главных, если не главная. Одна из главных задач кадетских корпусов — воспитание патриотов. Интеллект и воспитание без человеческих качеств, без гражданской позиции немногого стоят. Не случайно девиз образовательного учреждения гласит: «Жизнь — Родине, честь — никому!».
Мы уделяем огромное внимание изучению истории страны, Дона, военной истории, сохранению традиций гражданственности и православия. У нас при корпусе есть своя церковь. Сейчас мы обратились к патриарху, чтобы наша церковь могла получить официальный статус. Хотя наш кадетский корпус, единственный из четырех существующих в Ростовской области, и не является казачьим, мы изучаем историю казачества, участвуем во всех знаковых мероприятиях, посвященных истории донского казачества, вместе с коллективами казачьих кадетских корпусов принимаем участие в исторических реконструкциях. Для ребят важно проникнуться духом времени, почувствовать единство с людьми, которые много лет назад защищали Родину и Дон.
Ежегодно мы отмечаем день освобождения Ростова от немецко-фашисткой оккупации. На территории ДГТУ есть памятник студентам и преподавателям вуза, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. Ежегодно наши кадеты стоят у памятника в почетном карауле. И конечно, День Победы для нас особенный праздник.
Сейчас мы готовимся отпраздновать двойной юбилей: 100 лет со дня основания и 25 лет со дня воссоздания Донского Императора Николая II кадетского корпуса. Мы ждем почетных гостей, представителей вооруженных сил, Законодательного Собрания и правительства области, полномочного представителя Президента РФ в ЮФО.
Будем награждать лучших. Для этого специально разработали нагрудный знак с нашей геральдикой. Силами учащихся подготовлен большой концерт.
Ребята всегда очень ответственно подходят к таким мероприятиям. В этом и для наших кадет, и для нас самих ответ на вопрос: «С чего начинается Родина?».
О собеседнике. Директор кадетского корпуса Антон Александрович Диденко родился 8 декабря 1974 года. В 1998 году окончил Ростовское высшее военно-инженерное училище ракетных войск стратегического назначения. В 1998—2003 гг. проходил военную службу на офицерских должностях в 60-й Таманской дивизии РВСН в п. Светлом Саратовской области. В 2003—2015 гг. проходил военную службу на руководящих должностях во внутренних войсках МВД России. В 2017—2019 гг. — государственный гражданский служащий в правительстве Ростовской области. С сентября 2019 года приглашен ректором ДГТУ Б.Ч. Месхи на должность директора кадетского корпуса ДГТУ. Полковник, кандидат социологических наук. Участник боевых действий в Чеченской Республике.
Материал взят с информационного ресурса Город N
Материалы по теме: "100 летие "Второго Донского Императора Николая II кадетского корпуса"