1. При опросе слабоуспевающих учащихся:
- больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа, разрешать иметь свой план ответа;
- выдать схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ;
- чаще задавать вопросы при фронтальных беседах;
- опрос слабоуспевающих полезно сочетать с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания;
- предупредить новое отставание.
2. Объяснение нового материала:
- применять специальные приемы для поддержания внимания;
- четко формулировать цели и задачи предстоящих занятий, добиваться понимания материала каждым слабоуспевающим;
- выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители;
- разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации;
- повышать интерес учащихся к теме;
- предупреждать утомление учащихся.
3. Организация самостоятельной работы:
- задания разбивать на этапы, дозы с применением конкретных инструкций;
- поощрять первые самостоятельные шаги, чтоб ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.
4. При сообщении домашнего задания:
- найти конкретный параграф учебника;
- ознакомиться с текстом задачи, с описанием опыта, с заданием к упражнению;
- предложить задать вопросы;
- дать карточки консультативного характера с планом выполнения работы, с указанием, где прочитать в учебнике разъяснения при затруднении;
- учитывать дозировку домашнего задания.
Как помочь слабоуспевающему ученику
Неуспеваемость учащихся – это систематическое отставание обучающихся в уровне усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами, в результате которых дальнейшее полноценное обучение становится невозможным.
Особенности неуспевающих учащихся:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:
- Педагогическая запущенность.
- Частые заболевания.
- Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется:
- Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
- Учитывать все признаки предмета или явления.
- Видеть общее и т. д.
2. Несформированность учебных навыков.
Ребенок не умеет учиться:
- работать с текстом;
- выделять главное, существенное;
- не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
3. Дефицит внимания с гиперактивностью.
Характеризуется:
- отвлекаемостью;
- подвижностью, неусидчивостью;
- ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
4. Отсутствие познавательного интереса.
Обусловлено:
- с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
5. Несформированность произвольной сферы.
Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
6. Конфликтные отношения
- со сверстниками;
- учителями;
- отказ от усилий в учебной деятельности.
7. Низкий познавательный интерес
- Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.);
- Ребенок нуждается в поддержке, утверждении того, что он состоятелен в других видах деятельности;
- Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления
- Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
9. Низкая работоспособность:
- утомляемость;
- истощаемость;
- медленный темп работы.
Правила в работе со слабоуспевающими учащимися:
1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам подготовиться.
5. Путём правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях, сдачи экзаменов, написания контрольных работ.
6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
7. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
8. Необходимо создать на уроке ситуацию успеха: помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более сложной деятельности, а слабому – выполнить посильный объем работы.