В настоящее время увеличилось число тревожных школьников, отличающихся повышенным беспокойством, неуравновешенностью, эмоциональной неустойчивостью.
Тревожность — это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Состояние характеризуется ощущениями напряжения, беспокойства, нервозности, чувствами неопределенности и грозящей опасности, невозможностью принять решение. Сточки зрения физиологии — активацией вегетативной нервной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности. У каждого школьника существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — полезная тревожность. Оценка учащегося своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Тревожные дети склонны видеть в широком диапазоне ситуаций угрозу для их самооценки и жизнедеятельности.
Повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности формирования контрольно-оценочной деятельности и эффективной работе на уроке.
Тревожные школьники отличаются:
• Частыми проявлениями беспокойства.
• Большим количеством страхов.
• Особой чувствительностью и впечатлительностью.
• Сложностью в общении.
• Часто низкой самооценкой.
• Острой реакцией на неудачи. Зачастую придавая большое значение тому, как выглядят в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают.
Рекомендации для педагогов по работе с тревожными учащимися
- Поручение, которое дается учащемуся, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
- Повышать самооценку тревожного учащегося, для чего любая деятельность, предлагаемая школьнику, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
- Недопустимо сравнивать учащегося с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка.
- Желательно не ставить тревожного подростка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать таким кадетам задания типа “кто первый”.
- Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы учащейся отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
- Подростковая тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая учащемуся задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план.
- Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные школьники болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.
- По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
- Чаще обращайтесь к школьнику по имени.
- Хвалите тревожного учащегося даже за незначительный успех.