Рабочая программа по русскому языку ориентирована на учащихся 5-9 классов и разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897.
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
3. Авторская программа: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию Минобрнауки РФ (приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации государственных аккредитованных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/ Авторский коллектив |
Название учебника | Класс |
Издатель учебника
|
1.2.1.1.3.1 |
Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. |
Русский язык (в 2-х частях).
|
5 класс | Издательство «Просвещение» М, 2015 |
1.2.1.1.3.2 |
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. |
Русский язык (в 2-х частях)
|
6 класс | Издательство «Просвещение» М, 2016 |
1.2.1.1.3.3 |
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. |
Русский язык
|
7 класс. | Издательство «Просвещение» М, 2015, 2016 |
1.2.1.1.3.4 |
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. |
Русский язык
|
8 класс. | Издательство «Просвещение» М, 2018. |
1.2.1.1.3.5 |
Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. |
Русский язык
|
9 класс. | Издательство «Просвещение» М, 2019 |
Методические и дидактические материалы.
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений. - М: «Просвещение», 2014.
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. Универсальное издание. ФГОС. - М: «ВАКО», 2018.
3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Методические рекомендации. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М: «Просвещение», 2014.
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. Универсальное издание. ФГОС. - М: «ВАКО», 2018.
5. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Обучение русскому языку в 7 классе. Методические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М: «Просвещение», 2014.
6. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. К УМК М.Т. Баранова. ФГОС. - М: «ВАКО», 2018.
7. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. Обучение русскому языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М: «Просвещение», 2014.
8. Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. ФГОС. - М: «Просвещение», 2019.
9. Николина Н. А., Мишина К. И.,
Федорова В. А. Обучение русскому языку в 9 классе: Пособие для учителей и методистов. - М: «Просвещение», 2018.
10. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л.А Тростенцовой. 9 класс.– М: «ВАКО», 2018.
11. Тростенцова Л. А., Ладыженская Н. В., Стракевич М. М. и др. Русский язык. Дидактические материалы.5 класс.
12. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. и др. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс.
13. Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 7 класс.
14. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Дейкина А. Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8 класс.
15. Тростенцова Л. А., Подстреха Н. М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс.
Интернет-ресурсы.
1. http://www.school.edu.ru – национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
2. http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
3. http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - специализированный портал «Здоровье и образование»
4. http://www.gramota.ru – справочно-информационный портал «Грамота.ru»
5. http://www.fipi.ru. ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов.
6. https://rus-oge.sdamgia.ru - образовательный портал для подготовки к экзаменам.
Программа учебного предмета «русский язык» рассчитана на 5 лет обучения. Общее количество часов за уровень образования составляет 732 часа со следующим распределением часов по классам:
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во учебных недель | Кол-во часов в учебном году |
5 класс | 5 | 35 | 175 |
6 класс | 6 | 35 | 210 |
7 класс | 4 | 35 | 140 |
8 класс | 3 | 35 | 105 |
9 класс | 3 | 34 | 102 |
Всего: 732 часа |
Цели и задачи реализации программы:
- •воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности вречевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- •освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- •развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- •совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
- формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык».
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения, примерной программы по предмету «Русский язык». Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;
познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;
регулятивные универсальные учебные действия: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека.