Рабочая программа по родной литературе ориентирована на учащихся 7,9 классов и разработана на основе следующих документов:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Методические и дидактические материалы.
1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Методические советы. - М: «Просвещение», 2008.
2. Коровина В.Я., Збарская И.С. Литература. 9 класс. Методические советы. - М: «Просвещение», 2008.
3. Коровина В. Я., Коровин В. И., Збарский И. С. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы: 9 кл. — М.: Просвещение, 2012.
4. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.: Айрис-пресс, 2013.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.edu.ru – образовательный портал «Российское образование».
2. http://www.school.edu.ru – национальный портал «Российский общеобразовательный портал».
3. http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
4. http://feb-web.ru- фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
5. http://www.litera.ru - электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы.
6. http://magazines.russ.ru - электронная библиотека современных литературных журналов России.
7. http:// www.myfhology.ru - Мифологическая энциклопедия.
8. http://www.fipi.ru. ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов.
Программа учебного предмета «родная литература» рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов за уровень образования составляет 34 часа со следующим распределением часов по классам:
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во учебных недель | Кол-во часов в учебном году |
7 класс | 0,5 | 35 | 17 |
9 класс | 0,5 | 34 | 17 |
Всего: 34 часа |
В 7 классе курс родной литературы рассчитан на 17 ч, курс родного (русского) языка – на 18 часов, в итоге 35 часов.
Цели и задачи реализации программы:
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.
Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Общая характеристика учебного курса.
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы:
- Устное народное творчество.
- Древнерусская литература.
- Русская литература XVIII в.
- Русская литература XIX в.
- Русская литература XX- XXI вв.