Рабочая программа по учебному предмету «Истории России. Всеобщая история» ориентирована на учащихся 5-9 классов и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 в последней редакции, с учетом положений Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Программа общеобразовательных учреждений по (всеобщей истории) к предметной линии учебников (А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы)М.: Просвещение, 2016
4.Авторская программа и тематическое планирование курса «История России». 6―10 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М.: Просвещение, 2017.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию (приказ от 28.12.2018года №345.
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/ Авторский коллектив |
Название учебника | Класс | Издатель учебника |
1.2.3.2.1.1
|
Вигасин А. А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. / Под ред. Искендерова А. А. |
Всеобщая история. История Древнего мира | 5 | АО Издательство «Просвещение» |
1.2.3.2.1.2
|
Агибалова Е. В., Донской Г. М./ Под ред. Сванидзе А. А. | Всеобщая история. История Средних веков | 6 | АО Издательство «Просвещение» |
1.2.3.2.1.3
|
Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М./ Под ред. Искандерова А. А. |
Всеобщая история. История Нового времени | 7 | АО Издательство «Просвещение» |
1.2.3.2.1.4
|
Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М./ Под ред. Искандерова А. А. |
Всеобщая история. История Нового времени | 8 | АО Издательство «Просвещение» |
1.2.3.2.1.5 |
Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. и др. / Под ред. Искандерова А.А. |
Всеобщая история. Новейшая история | 9 | АО Издательство «Просвещение» |
1.2.3.1.2.1
|
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др./ Под ред. Торкунова А. В.
|
История России (в 2-х частях)
|
6 | АО Издательство «Просвещение» |
1.2.3.1.2.2
|
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И. В. и др./ Под ред. Торкунова А. В.
|
История России (в 2-х частях)
|
7 | АО Издательство «Просвещение» |
1.2.3.1.2.3
|
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И. В. и др./ Под ред. Торкунова А. В.
|
История России (в 2-х частях)
|
8 | АО Издательство «Просвещение» |
1.2.3.1.2.4
|
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А. А. и др./ Под ред. Торкунова А. В.
|
История России (в 2-х частях)
|
9 | АО Издательство «Просвещение» |
Методические и дидактические материалы
п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
11 |
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко |
Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина – О. С. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы | 2016 | Просвещение |
12 | Н. И. Шевченко | Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс | 2016 | Просвещение |
33 | Е. А. Крючкова | Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс | 2017 | Просвещение |
44 | Е. Н. Сорокина |
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику А. Вигасина. ФГОС |
2016 | ВАКО |
55 | Г. И. Годер | Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях | 2017 | Просвещение |
66 | И. Е. Уколова | История. 5 класс. Древний мир. Контурные карты | 2017 | Просвещение |
77 | Б. С. Ляпустин | История. 5 класс. Древний мир. Атлас | 2017 | Просвещение |
88 | Е. А. Крючкова | Всеобщая история. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс | 2017 | Просвещение |
99 | Курбский Н. А. | История Средних веков. 6 класс. Атлас. ФГОС | 2017 | Дрофа |
910 |
Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева |
История России. 6 класс. Учебник в 2 – х частях.
|
2016 | Просвещение |
911 | В. В. Тороп | История России. 6 класс. Контурные карты | 2017 | Просвещение |
912 |
А. Ю. Мерзликин, И. Г. Старкова |
История России. 6 класс. Атлас | 2017 | Просвещение |
913 |
А. А. Данилов, Г. В. Демидов |
История России. Сборник рассказов. 6 класс | 2017 | Просвещение |
114 | А. В. Игнатов | Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского) | 2017 | Просвещение |
115 | Е. Н. Сорокина | Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Поурочные разработки к уч. Е. В. Агибаловой. ФГОС | 2017 | ВАКО |
116 | Е. А. Крючкова | Всеобщая история. 6 класс. История Средних веков. Проверочные и контрольные работы. | 2018 | Просвещение |
117 | Е. Н. Сорокина |
История России. 6 класс. Поурочные разработки к УМК Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. ФГОС |
2017 | ВАКО |
118 | О. Н. Журавлева |
История России. 6 класс. Поурочные рекомендации. ФГОС |
2018 | Просвещение |
119 | И. А. Артасов |
История России. 6 класс. Контрольные работы. |
2018 | Просвещение |
220 |
А. А. Данилов, Г. В. Демидов |
История России. Сборник рассказов. 6 класс | 2017 | Просвещение |
221 |
Коваль.Т.В.
|
Всеобщая история. История нового времени. Поурочные разработки 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций./ Т.В.Коваль, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина | 2017 | Просвещение |
222 | Журавлева О. Н. |
История России. Поурочные рекомендации. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций. |
2015 | Просвещение |
223 | Артасов И.А. | История России. Контрольные работы.7 класс. | 2016 | Просвещение |
224 | Баранов П.А. | Всеобщая история. История нового времени.1500-1800 Проверочные и контрольные работы. | 2018 | Просвещение |
225 | Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М., Баранов П. А. | Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2-х ч. Ч. 1 | 2018 | Просвещение |
226 | Курукин И.В. | История России. 7 класс. Атлас | 2017 | Просвещение |
227 | В. В. Тороп | История России. 8 класс. Контурные карты | 2017 | Просвещение |
228 | И. В. Курукин | История России. 8 класс. Атлас | 2017 | Просвещение |
229 | А. А. Данилов | История России. Сборник рассказов. 8 класс | 2017 | Просвещение |
330 | П. А. Баранов | Всеобщая история 1500-1800. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 8 класс | 2017 | Просвещение |
331 | К. А. Соловьёв |
Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. Поурочные разработки ФГОС |
2017 | ВАКО |
332 | И. А. Артасов |
История России. 8 класс. Контрольные работы. |
2017 | Просвещение |
333 | Е. Н. Сорокина |
История России. 8 класс. Поурочные разработки к УМК Н.М. Арсентьева, А.А Данилова. ФГОС |
2017 | ВАКО |
334 | В. В. Тороп | История России. 9 класс. Контурные карты | 2018 | Просвещение |
335 | В. В. Тороп | История России. 9 класс. Атлас | 2018 | Просвещение |
336 | А. А. Данилов | История России. Сборник рассказов. 9 класс | 2018 | Просвещение |
337 | П. А. Баранов | Всеобщая история. Новейшая история. Проверочные и контрольные работы. 9 класс | 2017 | Просвещение |
838 | К. А. Соловьёв |
Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Поурочные разработки ФГОС |
2017 | ВАКО |
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа учебного предмета «Истории России. Всеобщая история» рассчитана на 5 лет обучения. В основу программы заложено два курса: «История России» и «Всеобщая история».
Общее количество часов за уровень образования составляет 348 часов со следующим распределением часов по классам:
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во учебных недель |
Кол-во часов в учебном году
|
5 класс | 2 | 35 | 70 |
6 класс | 2 | 35 | 70 |
7 класс | 2 | 35 | 70 |
8 класс | 2 | 35 | 70 |
9 класс | 2 | 34 | 68 |
Всего | 10 | 35 | 348 |
В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникла необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР). Интеграция содержания учебного предмета «История» с предметной областью ОДНКНР в основной школе создает патриотическую основу для воспитания у молодого поколения гордости за свою страну, понимания ее роли в мировой истории, а также осознания школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется в 2 ДКК ДГТУ через урочную деятельность. Темы, содержащие вопросы духовно - нравственного воспитания включены модулем в историю России 6,7 класс, а в 5,6 классе отдельным предметом по учебному плану 2 ДКК ДГТУ.
№ п/п | Полное наименование курса, предмета, модуля предметной области ОДНКНР | Форма реализации | Класс |
Количество учебных часов |
1 | Основы духовно-нравственной культуры народов России | Урочная | 5 | 35 |
2 | Основы духовно-нравственной культуры народов России | (интеграция с предметом История) | 6 | 12 |
3 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России | (интеграция с предметом История) | 7 | 10 |
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников. В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, принятых в 2009–2012 гг., названы следующие задачи изучения истории в школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Таким образом, учитывая: главную цель изучения истории в основной школе и исходя из миссии школы: воспитание гражданского самосознания выпускника, позволяющего ему использовать приобретённые знания и опыт на благо своей Родины» определена цель программы
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе.
Курс «История России» в 6-9 классах направлен на формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Отобранный фактологический материал способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействует формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулирует желание самостоятельного поиска и расширения знания по истории своей Родины. Курс «История России» охватывает значительный временной отрезок – с древности до современной истории государства.
Общая характеристика программы курса Истории России. Всеобщая история
в 5-9 классах.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
-принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
-многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
-многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
-исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
-антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
-историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Курс истории на ступени основного общего образования является линейной системой исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «Истории России. Всеобщая история» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.
Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «Истории России. Всеобщая история». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.