Рабочая программа по информатике ориентирована на учащихся 5 – 9 классов и разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 14.12.2010 г.;
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
3. Авторская программа Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой «Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы».
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/ Авторский коллектив |
Название учебника | Класс | Издатель учебника |
2.2.4.2.1.1
|
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова |
Информатика | 5 | БИНОМ. Лаборатория знаний |
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова |
Рабочая тетрадь | 5 | БИНОМ. Лаборатория знаний | |
2.2.4.2.1.2 |
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова |
Информатика | 6 | БИНОМ. Лаборатория знаний |
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова |
Рабочая тетрадь | 6 | БИНОМ. Лаборатория знаний | |
1.2.4.4.1.1 |
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова |
Информатика | 7 | БИНОМ. Лаборатория знаний |
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова |
Рабочая тетрадь | 7 | БИНОМ. Лаборатория знаний | |
1.2.4.4.1.2 |
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова |
Информатика | 8 | БИНОМ. Лаборатория знаний |
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова |
Рабочая тетрадь | 8 | БИНОМ. Лаборатория знаний | |
1.2.4.4.1.3
|
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова |
Информатика | 9 | БИНОМ. Лаборатория знаний |
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова |
Рабочая тетрадь | 9 | БИНОМ. Лаборатория знаний |
Методические и дидактические материалы
1. Л.Л. Босова «Информатика. 5-6 классы: методическое пособие», 2014 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
2. Л.Л. Босова «Информатика. 7 – 9 классы: методическое пособие», 2014 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
3. Л.Л. Босова «Информатика. 7 класс: самостоятельные и контрольные работы», 2017 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
4. Л.Л. Босова «Информатика. 8 класс: самостоятельные и контрольные работы», 2017 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
5. Л.Л. Босова «Информатика. 9 класс: самостоятельные и контрольные работы», 2017 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
6. Л.Л. Босова «Информатика. 7 – 9 классы. Сборник задач и упражнений», 2018 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Интернет-ресурсы:
1. Электронное приложение к учебнику «Информатика»http://www.metodist.lbz.ru
Программа учебного предмета «Информатика» рассчитана на 5 лет обучения. Общее количество часов за уровень образования составляет 174 часов со следующим распределением часов по классам:
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во учебных недель |
Кол-во часов в учебном году |
5 класс | 1 | 35 | 35 |
6 класс | 1 | 35 | 35 |
7 класс | 1 | 35 | 35 |
8 класс | 1 | 35 | 35 |
9 класс | 1 | 34 | 34 |
Всего: 174 часа |
Цели и задачи реализации программы:
Изучение информатики в 5–7 классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Изучение информатики в 8–9 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результанты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дельнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики необходимо решить следующие задачи:
в 5 классе
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
в 6 классе
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
в 7 классе
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
в 8 – 9классах
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.