Рабочая программа по географии ориентирована на учащихся 5-9 классов и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержденный приказом Минобрнауки России от 17. 12.2010 № 1897; (базовый уровень)
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Авторская программа основного общего образования по географии 5—9 классы авторы Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, 2014
- Авторская программа основного общего образования по географии 5—9 классы авторы А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, М. ,Просвещение, 2017
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минпросвещения России к использованию (приказ № 345 от28.12.2018)…
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/ Авторский коллектив |
Название учебника | Класс | Издатель учебника |
1.2.3.4.1.1
|
Алексеев А.И, Николина В.В., Липкина Е.К. |
География. ( Предметная линия учебников «Полярная звезда») | 5-6 | М.:«Просвещение» 2017 |
1.2.3.4.1.2 Исключен из ФП приказом № 629 от 05.07.2017г. |
Герасимова Т.П.,Неклюкова Н.П.
|
География. Начальный курс (Предметная линия учебников-«Классическая линия») | 6 | М.: «Дрофа», 2015 |
1.2.3.4.1.3 Исключен из ФП приказом № 629 от 05.07.2017г. |
Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.
|
География материков и океанов (Предметная линия учебников-«Классическая линия») | 7 | М.: «Дрофа», 2015 |
1.2.3.4.1.4 Исключен из ФП приказом № 629 от 05.07.2017г. |
Баринова И. И.
|
География России. Природа (Предметная линия учебников-«Классическая линия») |
8 | М.: «Дрофа», 2015 |
1.2.3.4.1.5 Исключен из ФП приказом № 629 от 05.07.2017г. |
Ром В. Я., Дронов В. П. |
География России. Население и хозяйство. (Предметная линия учебников-«Классическая линия») | 9 | М.: «Дрофа», 2015 |
Программа учебного предмета «Основного общего образования География 5-9 класса» рассчитана на 5 лет обучения. Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс - география планеты, с 8 по 9 класс - география России. «Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. Общее количество часов за уровень образования составляет 278 часов со следующим распределением часов по классам:
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во учебных недель |
Кол-во часов в учебном году
|
5 класс | 1 | 35 | 35 |
6 класс | 1 | 35 | 35 |
7 класс | 2 | 35 | 70 |
8 класс | 2 | 35 | 70 |
9 класс | 2 | 34 | 68 |
Всего: 278 часов |
Методические и дидактические материалы
№ | Авторы | Название | класс | Издательство | |
1 | В.В. Николина | География Поурочные разработки по географии. 5-6 класс | 5-6 | М.: «Просвещение», 2017 | |
2 | В.В. Николина | География Мой тренажер 5-6 классы | 5-6 | М.: «Просвещение», 2017 | |
3 |
В. В. Николина, Е.К. Липкина |
География Проекты и творческие работы 5-9 классы | 5-6 | М.: «Просвещение»,2017 | |
4 | География. Атлас 5-6, География, контурные карты, 5 класс |
5-6, 5 |
М.: «Просвещение»,2017 | ||
5 | Н.А. Никитина | Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс | 6 | М.:Вако,2015 | |
6 | А.Д. Ступникова, Л.В. Бражникова, Т.М. Бескоровайная | Справочник учителя географии | 5-9 | М.:«Учитель»,2015 | |
7
|
Рабочая тетрадь «География- 6 класс» | 6 | М.: «Дрофа» 2017 | ||
8
|
Географический атлас, Контурные карты: «География 6 класс». | 6 |
М.:«Дрофа» 2017 |
||
9 |
И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. |
Программа основного общего образования по географии 5-9 классы | 5-9 | М.: «Дрофа», 2014 | |
10 | Географический атлас, контурная карта «География Материков и Океанов»: 7- класс,2017 | 7 | М.: «Дрофа»,2017 | ||
11 | И.В. Душина | География. Материки, океаны, народы и страны 7 класс. Рабочая тетрадь. | 7 | М.: «Дрофа»,2015 | |
12 | Электронное приложение | География. Материки, океаны, народы и страны 7 класс | 7 | М.: «Дрофа»,2015 | |
13 | Тестовые задания «География. 7 класс. ЕГЭ: шаг за шагом» | 7 | М.: «Дрофа»,2015 | ||
14 | И.И. Баринова | Рабочая тетрадь по географии. 8 класс, | 8 | М.: «Дрофа»,2017 | |
15 | Е.А. Жижина | География России. Природа 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И Бариновой. | 8 | М.: «Вако», 2017 | |
16 | Географический атлас, Контурные карты: «Природа России»: 8- класс | 8 | М.: «Дрофа»,2017 | ||
17 | В.И. Сиротин | Тесты для итогового контроля: 8-9 классы | 8-9 | М.: «Дрофа» 2017 | |
18 | И.В. Тарасова | Тетрадь тренажёр. Россия природа. | 8-9 | М.: «Просвещение»,2017 | |
19 | И.И. Баринова | Сборник заданий и упражнений по географии", /К учебнику И.И. Бариновой "География России. Природа. 8 кл. | 8 | М.: «Экзамен», 2017 | |
20 |
И.И. Баринова, В.П. Дронов, В.Б. Петунин |
Дидактический материал по географии России 8-9 кл. | 8-9 | М.: «Дрофа», 2016 | |
21 | Д.Н. Замятин | Тесты по географии 8-9 кл. | 8-9 | М.: «Уникум-Центр»,2016 | |
22 | В.Б. Пятунин | Контрольные и проверочные тесты по географии 6- 10 класс | 6-10 | М.: «Дрофа», 2017 | |
23 | Интернет портал | Фестиваль педагогических идей | |||
24 | Интернет-портал |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru |
|||
25 | В.Я. Ром, | Рабочая тетрадь по географии. 9 класс | 2017 | Дрофа | |
26 | Географический атлас, Контурные карты: «Хозяйство и население России»: 9- класс | 2017 | Дрофа | ||
27 | Е.А Жижина | Поурочные разработки по географии 9 класс | М.: «Вако»,2018 | ||
28 | В.И. Сиротин | Тетрадь для оценки качества | 5-9 | М.: «Дрофа»,2018 | |
29 | И.В. Тарасова | Тетрадь тренажёр | 5-9 | М.:«Просвещение»,2018 | |
30 | В.Н Андреева | Предметная неделя географии | 5-9 | М.: «Феникс», 2017 | |
31 | А.М. Зотова | Игры на уроках географии 6 -9 класс | 6-9 | М.:«Дрофа», 2017 | |
В.Н.Алексенко, .И.Мартынова | География Ростовской области, Атлас Ростовской области | 8-9 | Ростов-на-Дону: ООО "Терра", 2017 | ||
Цели и задачи реализации программы
Основными целями курса являются знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;
пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией,
формирование интереса к нему;
формирование умений внимательно смотреть на окру жающиймир, понимать язык живой природы.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
В структуре курса «География. Начальный курс. 6 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. Курс географии 6 класса — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса
является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности
и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе
и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека; развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов,
формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России;
развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.
Курс «География материков и океанов. 7 класс» — это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Основными целями курса являются:
раскрытие закономерностей землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей; раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;
формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Основные задачи курса:
формирование системы географических знаний как составной части научной картины мира;
расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации - от планетарного до локального;
познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;
создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности;
развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;
раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;
формирование эмоционально-ценностного отношения к географической среде и экологически целесообразного поведения в ней;
развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов), изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах; развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.
География родного края (Ростовской области) является компонентом регионального уровня содержания образования и неотъемлемой частью федерального географического образования. В числе задач, решаемых в процессе развития общеобразовательной школы, важное место принадлежит региональному курсу географии. Краеведческий принцип обучения не только обеспечивает овладение многими географическими знаниями и умениями, но и позволяет теснее увязывать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и формировать активную жизненную позицию, любовь к родному краю, своей Родине.
Региональный компонент ( Ростовская область) изучается в 8-9 классе. В 8 классе (Природа Ростовской области)изучение проводится путем интеграции тем в учебный план курса, в 9 классе-(Население и Хозяйство Ростовской области) изучение тем проводится отдельным разделом за счет часов, выделенных в резервное время.
Основными целями курса являются формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире; воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;
формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основные задачи курса:
формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников — карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;
развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы; создание образа своего родного края.