Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 5 – 9 классов и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/ Авторский коллектив |
Название учебника | Класс | Издатель учебника |
В. В. Пасечника | Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. | 5 | М.: Дрофа | |
В. В. Пасечника | Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс | 6 | М.: Дрофа | |
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин | Биология. Животные. | 7 | М.: Дрофа | |
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев |
Человек.8 кл. | 8 | М.: Дрофа | |
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В.В. |
Биология. Введение в общую биологию и экологию | 9 | М.: Дрофа |
Методические и дидактические материалы
Программа учебного предмета «Биология» рассчитана на 5 лет обучения. Общее количество часов за уровень образования составляет 278 часов со следующим распределением часов по классам:
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во учебных недель |
Кол-во часов в учебном году |
5 класс | 1 | 35 | 35 |
6 класс | 1 | 35 | 35 |
7 класс | 2 | 70 | 70 |
8 класс | 2 | 70 | 70 |
9 класс | 2 | 68 | 68 |
Методические и дидактические материалы
- Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа.
- Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа.
- Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные. 7 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа.
Электронные издания:
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг.
- MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),
- Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2016
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
- М1ЛЛТМЕ01А-поддержка курса «Биология. Животные».
- Лаборатория КЛЕТКА.
- Лаборатория ГЕНЕТИКА
- Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
Цели и задачи реализации программы:
Цели изучения биологии в 5 - 6 классе:
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщениек познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
- ориентацияв системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растительными организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- формированиеу учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Задачи:
- ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование познавательной культуры –отношение к объектам живой природы.
Цели изучения биологии в 7классе:
- освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
¾ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
¾ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
¾ оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний;
¾ воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе.
Цели изучения биологии в 8 классе:
- социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей её норма, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы;
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладениями умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитания ответственного и бережного отношения к природе, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов свои действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Задачи:
- создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартом биологического образования;
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
- оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний;
¾ воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе4
¾ способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей.
Цели изучения биологии в 9 классе:
¾ социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей её норма, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
¾ приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
¾ ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
¾ развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;
¾ познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
¾ овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
¾ формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы;
¾ формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;
¾ овладение научным подходом к решению различных задач;
¾ овладениями умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
¾ овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
¾ воспитания ответственного и бережного отношения к природе, осознание значимости концепции устойчивого развития;
¾ формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов свои действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Задачи:
¾ приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
¾ овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;
¾ обеспечение в процессе изучения биологии условий для достижения планируемых результатов;
¾ создание в процессе изучения предмета условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных;
¾ создание в процессе изучения предмета условий для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально - профессиональных ориентаций;
¾ включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирование у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
¾ создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
¾ создание в процессе изучения предмета условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности;
¾ формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования;
¾ овладение обучающихся такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмперически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
¾ понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей чело -
века.