Рабочая программа по английскому языку ориентирована на учащихся 5 – 9 классов и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. №373)
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Альпаков В.Г. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2010 г.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию (приказ №345 от 28 декабря 2018 г.)
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/ Авторский коллектив |
Название учебника | Класс | Издатель учебника |
1.2.2.1.4.1 | Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. | Английский язык 2015 г. | 5 | АО Издательство “Просвещение” |
1.2.2.1.4.2 | Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. | Английский язык 2015, 2016 г | 6 | АО Издательство “Просвещение” |
1.2.2.1.4.3 | Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. | Английский язык 2016, 2017 г | 7 | АО Издательство “Просвещение” |
1.2.2.1.4.4 | Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. |
Английский язык 2017 г. |
8 | АО Издательство “Просвещение” |
1.2.2.1.4.5 | Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. |
Английский язык 2016 г. |
9 | АО Издательство “Просвещение” |
Методические и дидактические материалы
- Апальков В. Г., Ваулина Ю. Е., Подоляко О. Е Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5 — 9 классы. 2011 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Английский язык. Аудиоприложение к контрольным заданиям. 2015 Москва: ООО "Аудио- Школа" по заказу ОАО "Издательство Просвещение".
- Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко Английский язык. Английский в фокусе. Тренировочные упражнения в формате ОГЭ (ГИА) 2017 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Английский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений 2015 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Английский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений 2015 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Английский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений 2015 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Английский язык. Рабочая тетрадь. 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений 2015 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Английский язык. Рабочая тетрадь. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений 2015 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Английский язык. Книга для учителя. 5 класс: пособие для общеобразовательных учреждений 2015 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Английский язык. Книга для учителя. 6 класс: пособие для общеобразовательных учреждений 2015 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Английский язык. Книга для учителя. 7 класс: пособие для общеобразовательных учреждений 2015 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Английский язык. Книга для учителя. 8 класс: пособие для общеобразовательных учреждений 2015 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Английский язык. Книга для учителя. 9 класс: пособие для общеобразовательных учреждений 2015 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Джек и бобовое зернышко. Книга для чтения. 5 класс: пособие для общеобразовательных учреждений 2016 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Пересказ Ю.Е Ваулиной и др. Питер Пэн (по Д. Барри) Книга для чтения. 8 класс: пособие для общеобразовательных учреждений 2015 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Пересказ Ю.Е Ваулиной и др. Кентервильское привидение (по О. Уайльду) Книга для чтения. 7 класс: пособие для общеобразовательных учреждений 2015 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Пересказ Ю.Е Ваулиной и др. Пигмалион (по Б. Шоу) Книга для чтения. 7 класс: пособие для общеобразовательных учреждений 2015 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Пересказ Ю.Е Ваулиной и др. Алиса в стране чудес (по Л. Кэрроллу) Книга для чтения. 6 класс: пособие для общеобразовательных учреждений 2015 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Английский язык. Аудиокурс к учебнику для 5 класса общеобразовательных учреждений серии "Английский в фокусе" ("Spotlight") 2015 Москва: ООО "Аудио- Школа" по заказу ОАО "Издательство Просвещение".
- Апальков В. Г., Ваулина Ю. Е., Подоляко О. Е Книга для учителя к учебнику «Английский в фокусе» для 6 класса 2015 Москва: Express Publishing: Просвещение
- Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс Английский в фокусе. Питер Пэн (по Д. Барри) Книга для чтения. 7 класс: пособие для общеобразовательных учреждений 2017 Москва: Express Publishing: Просвещение
Электронные издания:
Интернет-ресурсы:
- https://prosv.ru
- https://prosveshhenie.ru
- http://www.prosv.ru/umk/spotlight
Место учебного предмета в учебном плане
Программа учебного предмета «Английский язык» рассчитана на 5 лет обучения. Общее количество часов за уровень образования составляет 522 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения иностранного языка в 5–9 классах.
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во учебных недель |
Кол-во часов в учебном году |
5 класс | 3 | 35 | 105 |
6 класс | 3 | 35 | 105 |
7 класс | 3 | 35 | 105 |
8 класс | 3 | 35 | 105 |
9 класс | 3 | 34 | 102 |
Всего | 15 | 174 | 522 |
Цели и задачи реализации программы:
Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
- речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
- социокультурная / межкультурная компетенция—приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
- формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
- развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек
Обучение в период с 5 по 9 классы является второй ступенью общего образования и важным звеном, которое соединяет все три ступени образования: начальную, основную и старшую. Особенности содержания курса обусловлены спецификой развития школьников. Психологи выделяют два возрастных этапа: 5–7 и 8–9 классы. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению иностранного языка позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, даёт возможности интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социо- или межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности. Благодаря коммуникативной направленности предмета «Иностранный язык» появляется возможность развивать культуру межличностного общения на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности. При обсуждении специально отобранных текстов формируется умение рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления.
Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй - языковые средства и навыки оперирования ими, третьей - социокультурные знания u умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой, языковой, социокультурной. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в социокультурной/межкультурной коммуникации. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык». Для достижения цели используются различные формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная. Текущий контроль проводится на каждом уроке (контроль выполнения домашнего задания, умения учащегося выполнять различные упражнения в соответствии с заданием/инструкцией). Контроль рассматривается не только как наблюдение и анализ динамики роста знаний, умений и навыков речевой деятельности пятиклассников, но и как: стимул к успешности иноязычного обучения каждого учащегося, развитие способностей учащихся к овладению иностранным языком, осознание своей учебной деятельности, понимание:
- что они уже умеют делать;
• что им нужно сделать, чтобы улучшить свое обучение;
• что они могут получить в результате обучения.
Промежуточный контроль знаний, умений и навыков проводится после прохождения основных тем. Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за четверть, год. Итоговые контрольные работы включают усвоенные учащимися учебные материалы по всем видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. Контрольные материалы включают тексты для аудирования, ситуации для контроля за сформированностью речевых умений: диалогическая, монологическая речь, тесты для чтения и выполнения коммуникативных заданий и заданий для контроля письменной речи.
в 5 классе
- речевая компетенция: развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция: систематизация ранее изученного материала, овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- социокультурная компетенция: приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция: развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция: дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
в 6 классе
- формирование у обучающихся более глубокого представления о роли и значимости ИЯ в жизни современного человека и поликультурного мира, приобретение нового опыта использования ИЯ как средства межкультурного общения, как инструмента познания мира и культуры других народов;
- дальнейшее развитие гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей;
- дальнейшее развитие активной жизненной позиции. Обучающиеся основной школы должны иметь возможность обсуждать актуальные события из жизни, свои собственные поступки и поступки своих сверстников, выражать своё отношение к происходящему, обосновывать собственное мнение, что будет способствовать их дальнейшей социализации и воспитанию граждан России;
- дальнейшее формирование коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо). У обучающихся продолжится работа по расширению лингвистического кругозора, у них углубится представление о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного языка;
- дальнейшее развитие основ коммуникативной культуры. Обучающиеся научатся ставить и решать более сложные коммуникативные задачи, адекватно использовать более широкий диапазон речевых и неречевых средств общения, на новый уровень развития поднимется способность соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами;
- продолжение формирования уважительного отношения к чужой (иной) культуре через знакомство с культурой англоязычных стран;
- формирование более глубокого осознания особенностей культуры своего народа;
- дальнейшее развитие способности представлять на ИЯ родную культуру в письменной и устной форме общения;
- достижение более высокого уровня положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Иностранный язык», на дальнейшее развитие необходимых УУД и специальных учебных умений (СУУ). Должен осуществиться переход от приобретённого в начальной школе умения выполнять наиболее рациональным способом различные виды учебных заданий к учебной деятельности с элементами самообразования и саморазвития. Обучение на уровне основного общего образования призвано заложить основы успешной учебной деятельности по овладению ИЯ на завершающем уровне образования.
в 7 классе
- речевая компетенция – развивать коммуникативные умения в четырех основных вида речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме).
- языковая компетенция - овладеть новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
- социокультурная/межкультурная компетенция - приобщить к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция - развивать умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – развивать общие и специальные учебных умения, универсальные способы деятельности; знакомить с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
- формировать у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
- формировать общекультурную и этническую идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развивать национальное самосознание, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
- развивать стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка.
в 8 классе
- продолжить развитие навыков чтения, как ведущего средства формирования всего комплекса языковых (лексических, грамматических) и смежных речевых (аудитивных, письменных и устных монологических и диалогических) навыков и умений;
- читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение);
- определять тему, основное содержание текста по заголовку, выборочному чтению фрагментов текста;
- выделять основную мысль текста;
- выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
- вычленять причинно-следственные связи в тексте; кратко и логично излагать содержание текста; оценивать прочитанное, сопоставлять факты в рамках различных культур;
- пользоваться двуязычным словарем.
- развивать и совершенствовать орфографические навыки и расширять спектр заданий, направленных на развитие письменной речи как самостоятельного вида речевой деятельности, а также различных форм записи как необходимого элемента информационно-коммуникативных умений;
- обучить эффективному заполнению формуляров, тренировать в сообщении сведений о себе, выражении благодарности, просьб, учить расспрашивать адресата о его жизни;
- обучать эффективному заполнению бланков (библиотечные формуляры, анкеты и т.д.);
- обучать написанию эссе;
- развивать навыки аудирования на основе использования аудиодисков, речи учителя и одноклассников в ходе учебного общения на английском языке;
- развивать навыки устной речи на основе использования комплексных проблемно-коммуникативных заданий как репродуктивного, так и продуктивного характера. При построении высказывания учащимся предлагаются опоры на устные и письменные тексты, акцент делается на осознанный выбор информации;
- обучать сжатию текста, расширению текста, замену слов на синонимы или антонимы, соединению информации нескольких текстов, изменению лица, от имени которого идёт повествование;
- развитие умений делать краткие сообщения о фактах и событиях, используя такие типы речи, как повествование, сообщение, описание;
- излагать основное содержание прочитанного с опорой на лексику текста и его структуру и аргументировать своё отношение к прочитанному; обосновывать или объяснять намерения, планы, поступки, излагать содержание полученной из текста для аудирования информации;
- кратко пересказывать сюжет фильма или книги, выражать своё мнение в связи с прочитанным и прослушанным текстом; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; сопоставлять явления культуры контактируемых языков, пояснять различия в культурах;
- делать презентации результатов выполненного проектного задания;
- уделять больше внимания этому виду речи, чем монологу;
- продолжить знакомство с речевыми моделями и структурами, лежащими в основе таких типов диалогов, как диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, интервью;
-обучать осуществлять неподготовленное речевое взаимодействие с использованием адекватных ситуаций, реплик реагирования;
- развивать умения автоматического реагирования на слова собеседника в типичных ситуациях общения.
в 9 классе
- осуществлять беседу, дискуссию, переговоры на уровне взаимного уважения к личности, к стране, культуре, традициям. Быть толерантным к противоположной точке зрения и уметь аргументировано и тактично отстаивать свою;
- добывать информацию из разных источников, правильно ее воспринимать, а также подавать другим, учитывая несовпадения некоторых лингвистических моментов родного и иностранного языков;
- вести диалог, понимать и быть понятным другим людям. Уметь воспринимать информацию через чтение и аудирование, выразить себя в письме.
- правильно воспринимать различную информацию на иностранном языке;
- пользоваться словарем, грамматическими справочниками, информацией в Интернете и других источников;
- понимать языковые явления, понятия, творчески мыслить, конструировать, находить альтернативные способы выражения мысли, не бояться вступать в диалог.