Рабочая программа по учебному предмету «Право» ориентирована на учащихся 10,11 классов и разработана на основе следующих документов:
1.Федеральный компонент государственного стандарта (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 с изменениями и дополнениями);
2.Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
3.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию (приказ от 28.12.2018года №345.
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/ Авторский коллектив |
Название учебника | Класс | Издатель учебника |
1.3.3.7.2.1 | А.Ф.Никитин | Право 10-11 | 2018 | Дрофа |
Методические и дидактические материалы
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
11 | О. Д. Фёдоров, Е. А. Трушина, А. М. Буруруев, Г. А. Никулин. | Сборник Специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по праву 10—11 классов. | 2018 | Вентана-Граф |
22 |
А.Ф. Никитин, Т. И. Никитина. |
Методическое пособие к линии учебников «Право. Базовый и углубленный уровни. 10—11 классы». |
2015 | Дрофа |
33 |
Калуцкая, Е. К.
|
Право. Рабочая программа. 10—11 классы : учебно-методическое пособие | 2017 | Дрофа |
Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования являются научные знания о государстве и праве. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования многогранно освещает проблемы прав человека, порядок функционирования органов государственной власти, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у обучающихся правосознания и правовой культуры. Освоение учебного предмета «Право» на базовом уровне направлено на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правового воспитания, ответственности и социальной активности. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «История», «Экономика», что создает возможность одновременного изучения тем по указанным учебным предметам. Примерная программа учебного предмета «Право» составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не задает последовательности изучения материала, распределения его по классам, не определяет количество часов на изучение учебного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа учебного предмета «Право» рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов за уровень образования составляет 35 часов со следующим распределением часов по классам:
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во учебных недель |
Кол-во часов в учебном году
|
10 класс | 0,5 | 35 | 18 |
11 класс | 0,5 | 34 | 17 |
Всего: 35 часов |
Цели изучения предмета «Право»
Государство и право существуют на протяжении тысячелетий. Это одни из самых древних институтов, при помощи которых общество решает важнейшие проблемы своего бытия. С тех пор как человечество перешло от первобытного состояния к цивилизации, право стало неотъемлемым компонентом всех процессов и событий, происходивших в его истории. В тесной связи с политикой, основным институтом которой является государство, и правом развивались экономика, культура, социальные отношения. Право, как и государство, относят сегодня к категории тех ценностей, без которых существование современного общества было бы невозможным. Регулируя общественные отношения, право воплощает человеческие представления о порядке и справедливости. В свою очередь, государство является уникальным социальным механизмом, позволяющим главным образом с помощью права решать общезначимые социальные проблемы в интересах всего общества, всех его членов. Знание истории и теории государства и права, конкретных правовых норм, определяющих законные основы жизни и деятельности граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, для современной России имеет особенно важное значение. От понимания сути происходящих процессов, от готовности компетентно участвовать в делах общества, от уровня правосознания и правовой культуры подрастающего поколения зависит будущее нашей великой страны. Формирование гражданственности становится сегодня условием уверенного и стабильного развития России в XXI в. «Право» — учебный предмет, изучаемый в средней (полной) школе в 10—11 классах. Его место и роль обусловлены тем огромным значением, которое имеет право в цивилизованном обществе.
Изучение курса «Право» должно носить активный деятельностный характер. В 7—9 классах учащиеся получили начальные знания по основам права в курсе «Обществознание». Глубокий подход к изучению курса «Право» в 10—11 классах обусловлен подготовленностью учащихся средней школы, психолого-возрастными особенностями старшеклассников, практической направленностью получения необходимых в жизни любого человека знаний, навыками исследования источников, в том числе правовых, анализа материалов и данных с использованием современных информационно-компьютерных технологий, стремлением к творческому поиску и реализации собственных способностей.
Курс «Право» имеет следующие цели:
- изучение и усвоение основ правовых знаний, и в первую очередь российского права; во-вторых, развитие у подрастающего поколения правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания и уважения к закону;
- привитие умений и навыков использовать свои знания на практике, в жизни; в-четвертых, воспитание правомерного, законопослушного поведения, предотвращение правонарушений и вместе с тем понимание юридической ответственности за совершенные противоправные поступки и деяния. Правовые знания необходимы каждому, поскольку во всех областях жизни— в школе, дома, в семье, на работе, в магазине, транспорте — человек сталкивается с нормами права, законами, которые определяют и регулируют права, обязанности и поведение людей.
Реализация данных целей обусловила необходимость решения следующих задач:
- формировать у обучающихся целостное представление об политичнской сфере российского общества; потребности в получении политологических знаний; интереса к изучению политологических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за политические решения;
- развивать у старшеклассников умение анализировать и оценивать информацию о политике;
- способствовать социализации старшеклассников.
Общая характеристика учебного предмета
Правовое образование в старшей школе обеспечивается изучением Права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования.
Правовая информация, представленная программой, расширяет возможности правовой социализации обучающихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Право, как учебный предмет на базовом уровне, обеспечивает изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государственного управления, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности.