Рабочая программа по русскому языку «Говорим и пишем правильно» ориентирована на учащихся 10,11-х классов и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 с изменениями и дополнениями).
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).
- Авторская программа: С.А. Войтас. Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 класс. – М. Издательство «Айрис-пресс», 2007 г. Авторы программы С.А.Войтас, Н.Г.Акопова. «Говорим и пишем правильно. Курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 10-11 класс».
Учебно-методическая литература.
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор Авторский коллектив |
Название учебника | Класс | Издатель учебника |
М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М.Шанского | Русский язык. Справочные материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций | М.: «Просвещение», 2014 г. | ||
Д.Э.Розенталь | Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку. |
М.: «Юникс», 1998 г. |
Методические и дидактические материалы.
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. М., 2005.
- Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С). М., 2005.
- Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.
- Кабанова Н. М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. М., 2005.
- Коновалова Л.Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражнения. Тесты. М., 2006.
- Розенталь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 1998
- Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
- Видеоуроки в сети Интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://videouroki.net/view_catfile.php?cat=53&page=15&subj_id=5
- Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramota.ru
- ЕГЭ: теория, пробные и реальные КИМы ЕГЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 14
- Единый государственный экзамен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scripts.mit.edu/~lids/lidsconf2009/language/dokumenty/adresa-saitov-dlya-podgotovki-k-ege.html
Программа учебного предмета рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов за уровень образования составляет 69 часов со следующим распределением часов по классам:
Год обучения | Кол-во часов | Кол-во учебных недель | Кол-во часов в учебном году |
10 класс | 1 | 35 | 35 |
11 класс | 1 | 34 | 34 |
Цели и задачи реализации программы.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать; анализировать, оценивать;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- формирование языковой и лингвистической компетенций;
- формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- развитие ассоциативного мышления учащихся.
Общая характеристика элективного курса.
Основой построения курса являются идеи и принципы развивающего обучения – обучение на высоком уровне трудности. Курс позволит учащимся обобщить и углубить знания, развить навыки устной и письменной речи, удовлетворить свои познавательные способности и получить дополнительную подготовку к экзамену в формате ЕГЭ. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком. Важнейшими направлениями в обучении являются систематизация и обобщение знаний.
Целесообразность изучения данного курса определяется снижением уровня речевой культуры общества и вниманием к проблемам нормативной речи. Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции. Углубление и систематизация знаний о языке и речи осуществляется на основе изучения курса блоками. Рассмотрение родного языка через систему грамматических значений – один из путей нового подхода к ранее изученному о нём.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, позволяющих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.