Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 10, 11-х классов и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №1089 с изменениями и дополнениями.
- Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки РФ к использованию (приказ №345 от 28.12.18)
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне |
Автор/ Авторский коллектив |
Название учебника | Класс | Издатель учебника |
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. | Биология: Общая биология | 10-11 | М.: Дрофа | |
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов |
Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология: Общая биология. 10-11 классы: базовый уровень | 10-11 | М.: Дрофа. |
Методические и дидактические материалы
- Воробьев Ф. И. Эволюционное учение: вчера, сегодня... М.: Просвещение, 1995.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. М.: Дрофа, 2008.
- Криксунов Е.А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
- Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.
Электронные издания:
- Электронное издание серия «Готовимся к ЕГЭ. Биология», изд-во «Просвещение – Медиа. Новый диск»
- Электронное издание «Биотехнология», изд-во «Просвещение-Медиа. Новый диск»
- Серия «Электронное учебное издание» (ЭУИ). Подготовка к ЕГЭ по биологии. (Физикон. Дрофа)
- Серия «ЭУИ». Биология 6 – 11 класс. Лабораторный практикум. (НФПК)
- Серия «ЭУИ». Биология, химия, экология. Межпредметный интегрированный курс.
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый государственный экзамен 2018. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы:
Программа учебного предмета «Биология» рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов за уровень образования составляет 138 часов со следующим распределением часов по классам:
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во учебных недель |
Кол-во часов в учебном году
|
10 | 2 | 35 | 70 |
11 | 2 | 34 | 68 |
Всего: 138 часов |
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в старшей школе:
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
- формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности, учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.