Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 с изменениями и дополнениями), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) для 10-11 классов и Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой (М.: Просвещение, 2011).
Цели изучения:
– воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
– овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
– освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
– развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
– совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
– функции языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
– системе устройства языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
– понятие языковой нормы, её функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
– компоненты речевой ситуации, основные условия эффективности речевого общения;
– основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров.
Уметь:
– проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов;
– разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
– проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
– оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
– владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
– создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст;
– применять в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические);
– соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно – методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 |
А.И.Власенков Л.М.Рыбченкова |
Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. | 2011 | М.: Просвещение |
2. |
А.И.Власенков Л.М.Рыбченкова |
Русский язык: грамматика, текст, стили речи: учебник для 10-11 класса | 2011 | М.: Просвещение |
3. | А.И.Власенков |
Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: грамматика, текст, стили речи» для 10-11 классов |
2007 | М.: Просвещение |
4. | Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень). 10-11 классы. | 2008 | М.: Просвещение | |
5. | А.И.Власенков | Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: грамматика, текст, стили речи» для 10-11 классов. | 2007 | М.: Просвещение |
6. | Богданова Г.А. | Сборник диктантов по русскому языку. 5–11 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. | 2012 | М.: Просвещение |
7. | Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/. |
Годовой календарный план-график
№ | Изучаемая тема | Количество часов | Количество аттестуемых работ | |
контрольные | развитие речи | |||
1. | Общие сведения о языке | 1 | 1 | |
2. | Официально-деловой стиль речи | 5 | ||
3. | Синтаксис и пунктуация | 10 | 1 | |
4. | Публицистический стиль речи | 12 | 1 | 2 |
5. | Язык художественной литературы | 11 | 1 | |
6. | Разговорная речь | 6 | ||
7. | Общие сведения о языке | 11 | 1 | |
8. | Повторение | 12 | 1 | |
Итого | 68 | 4 | 4 |