Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 с изменениями и дополнениями), программой курса «Астрономия», автор Чаругин В.М. «Астрономия. Методическое пособие 10–11 классы» - М.: Просвещение, 2017. – 32с. с учётом использования учебника «Астрономия 10-11» автора В.М. Чаругин для общеобразовательных учреждений (базовый уровень).
Согласно учебному плану рабочая программа в 11 классе рассчитана на 34 часа, из расчета 1 часа в неделю.
Цели изучения астрономии:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать:
¾ смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;
¾ определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
¾ смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.
должны уметь:
¾ использовать карту звездного неба для нахождения координат светила; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
¾ решать задачи на применение изученных астрономических законов;
¾ осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
¾ владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смыслопоисковой, и профессионально-трудового выбора.
Учебно–методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1. | Чаругин В.М. | Астрономия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень | 2018 | М.: Просвещение |
2. | Угольников О.С. | Астрономия. Задачник. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень | 2018 | М.: Просвещение |
3. | Кондакова Е.В. Чаругин В.М. | Астрономия. Тетрадь-практикум 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень | 2018 | М.: Просвещение |
4. | Малахова Г.И., Страут Е.К. | Дидактический материал по астрономии: пособие для учителя. | 1984 | М.: Просвещение |
Годовой план – график
№ № |
Изучаемая тема | количество часов | Количество аттестуемых работ | |
контрольная работа |
тест
|
|||
1 | Введение | 1 | 0 | 0 |
2 | Астрометрия | 5 | 0 | 0 |
3 | Небесная механика | 3 | 0 | 1 |
4 | Строение Солнечной системы | 7 | 0 | 1 |
5 | Астрофизика и звездная астрономия | 7 | 0 | 1 |
6 | Млечный путь | 3 | 0 | 0 |
7 | Галактики | 3 | 0 | 1 |
8 | Строение и эволюция Вселенной | 2 | 0 | 0 |
9 | Современные проблемы астрономии | 3 | 1 | 0 |
Итого: | 34 | 1 | 4 |