Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 с изменениями и дополнениями), авторской программы для общеобразовательных школ Пасечника В.В., Пакуловой В.М., Латюшина В.В. «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл.», требованиям к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования кадетской школы 2 ДКК ДГТУ.
Согласно учебному плану рабочая программа в 10 классе рассчитана на 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
¾ освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
¾ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
¾ воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
¾ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
-сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде.
Учебно – методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 |
А. А.Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник |
Учебник Общая биология». 10-11 классы |
2017 | «Дрофа», Москва |
2 |
В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов |
Рабочая тетрадь. Общая биология 10-11 класс. | 2018 | «Дрофа», Москва |
Годовой план – график
№ |
Изучаемая тема |
количество часов |
Количество аттестуемых работ | ||
контрольная работа | лабораторная работа | практическая работа | |||
1. | Введение | 5 | 0 | 0 | 0 |
2. | Основы цитологии | 31 | 3 | 3 | 0 |
3. | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 11 | 1 | 0 | 0 |
4. | Основы генетики | 16 | 1 | 2 | 2 |
5. | Генетика человека | 4 | 0 | 1 | 0 |
6. |
Обобщение Резервное время |
3 | 0 | 0 | 0 |
ИТОГО | 70 | 5 | 6 | 2 |