Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе:
¾ Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования;
¾ Примерной программы основного общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Химия. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по химии. – М.: Дрофа, 2013г.);
¾ Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Химия 8 – 11 кл. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2012),
¾ основной образовательной программы основного общего образования кадетской школы 2ДКК ДГТУ.
Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия -9». Этот учебник входит в Федеральный перечень учебников и имеет гриф «Допущено Министерством образования РФ».
Изучение химии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
¾ освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
¾ овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
¾ развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
¾ воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
¾ применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса (базовый уровень)
В результате изучения химии учащиеся должны
Соблюдать правила:
¾ техники безопасности при обращении с химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, спиртовкой); растворами кислот, щелочей, негашеной известью, водородом, метаном, бензином, ядохимикатами, минеральными удобрениями;
¾ личного поведения, способствующего защите окружающей среды от загрязнения;
¾ оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
Проводить:
¾ нагревание, отстаивание, фильтрование и выпаривание;
¾ опыты по получению и собиранию кислорода, оксида углерода (IV), водорода;
¾ распознавание кислорода, водорода, углекислого газа, растворов кислот и щелочей, хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов;
¾ изготовление моделей молекул веществ (Н2О, СО2, НС1, СН4, С2Н6, С2Н4, С2Н2, СН3ОН, С2Н5ОН, СН3СООН);
¾ вычисления: а) массовой доли химического элемента по формуле вещества, б) количества' вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ, в) массовой доли растворенного вещества.
Называть:
¾ химический элемент по его символу;
¾ вещества по их химическим формулам;
¾ свойства неорганических и органических веществ;
¾ функциональные группы органических веществ;
¾ признаки и условия осуществления химических реакций;
¾ факторы, влияющие на скорость химической реакции;
¾ типы химических реакций;
¾ биологически важные органические соединения (углеводы, жиры, белки).
Определять:
¾ простые и сложные вещества;
¾ принадлежность веществ к определенному классу;
¾ валентность и (или) степень окисления химических элементов в бинарных соединениях;
¾ вид химической связи между атомами в типичных случаях: а) щелочной металл — галоген, б) водород — типичные неметаллы, в) в молекулах простых веществ;
¾ тип химической реакции: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, б) по характеру теплового эффекта, в) по изменению степеней окисления химических элементов.
Составлять:
¾ формулы неорганических соединений (по валентности химических элементов или степени окисления);
¾ молекулярные, структурные формулы органических веществ;
¾ схемы распределения электронов в атомах химических элементов с порядковыми номерами 1—20;
¾ уравнения химических реакций различных типов;
¾ уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей;
¾ полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.
Характеризовать:
¾ качественный и количественный состав вещества;
¾ химические элементы малых периодов, а также калий и кальций по положению в периодической системе Д. И. Менделеева и строению их атомов;
¾ свойства высших оксидов элементов с порядковыми номерами 1—20, а также соответствующих им кислот и оснований;
¾ химические свойства органических и неорганических веществ;
¾ химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов (на примере производства серной кислоты) и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве;
¾ способы защиты окружающей среды от загрязнений;
¾ строение и общие свойства металлов;
¾ связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением;
¾ области практического применения полиэтилена, металлических сплавов (чугун, сталь, дюралюминий), силикатных материалов (стекло, цемент);
¾ свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона, ртути, этилового спирта, бензина;
¾ состав и применение веществ: пищевой соды, медного купороса, йода (спиртовой раствор), глюкозы, сахарозы, крахмала и клетчатки;
¾ круговороты углерода, кислорода, азота в природе Земли (по схемам).
Объяснять:
¾ физический смысл порядкового (атомного) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева;
¾ закономерности изменения свойств химических элементов малых периодов и главных подгрупп;
¾ причины сходства и различия в строении атомов химических элементов одного периода и одной главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева;
¾ причины многообразия веществ;
¾ сущность процессов окисления и восстановления;
¾ условия горения и способы его прекращения;
¾ сущность реакции ионного обмена;
¾ зависимость свойств веществ от вида химической связи.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
¾ безопасного обращения с веществами и материалами;
¾ экологически грамотного поведения в окружающей среде;
¾ оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
¾ критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
¾ приготовления растворов заданной концентрации.
Перечень химических элементов, веществ и их свойств, включенных в требования к уровню подготовки выпускников
Химические элементы: Н, Не, Li, Be, В, С, N, О, F, Ne, Na, Mg, Al, Si, P, S, CI, At, K, Ca, Fe, Cu, Ag, Zn.
Простые вещества.
Неметаллы: водород (взаимодействие с кислородом, оксидом меди (II)), получение в лаборатории при взаимодействии цинка (железа) с соляной кислотой;
кислород (взаимодействие с водородом, серой, фосфором, магнием, медью, железом, метаном), получение из пероксида водорода и перманганата калия, аллотропия;
сера (взаимодействие с кислородом, цинком, железом и магнием);
углерод (аллотропия, взаимодействие с кислородом с образованием оксидов углерода (II) и (IV)), восстановление меди углем и водородом из оксида меди (II).
Металлы: натрий, калий, кальций (взаимодействие с серой и водой);
магний и алюминий (взаимодействие с серой, соляной кислотой); -
железо, цинк (взаимодействие с серой, соляной кислотой, растворами солей СuCl2, CuS04).
Сложные вещества
Оксиды неметаллов: SО2, SО3, Р2О5, СО2, SiО2 (отношение к воде, щелочам).
Оксиды металлов: Na2О, MgO, CaO, А12О3, Fe2О3, CuO (отношение к воде, кислотам).
Основания: NaOH, КОН, Са(ОН)2 (взаимодействие с кислотами, с оксидами неметаллов); Cu(OH)2, Fe(OH)3 (взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании).
Амфотерные гидроксиды: Zn(OH)2, А1(ОН)3 (взаимодействие с растворами кислот и щелочей, разложение при нагревании).
Кислоты: НС1, H2SО4 (отношение к индикаторам, взаимодействие с некоторыми металлами, основными оксидами, основаниями, солями — СаСО3, ВаС12, AgNО3).
Соли: хлориды, нитраты, сульфаты, сульфиды железа (II), меди (II), фосфаты; химические реакции замещения и ионного обмена.
Реакции окисления-восстановления: металл + неметалл, металл + кислота, металл + соль, водород + оксид металла.
Органические вещества
Предельные углеводороды: метан (горение, взаимодействие с хлором — I стадия реакции), этан (горение).
Непредельные углеводороды: этилен (горение, взаимодействие с водородом, бромом, полимеризация этилена); ацетилен (горение).
Спирты: метанол, этанол (горение).
Карбоновые кислоты: уксусная кислота (химические свойства как электролита, реакция этерификации). Биологически важные вещества: углеводы, жиры, белки.
Учебно – методический комплект
№ | АВТОРЫ | НАЗВАНИЕ | ГОД ИЗДАНИЯ | ИЗД -ТВО |
1 | О. С. Габриелян | Химия - 9 Учебник для общеобразовательных учреждений | 2016 | М.: Дрофа |
2 | О. С. Габриелян | Изучаем химию в 9 классе. Дидактическое пособие. | 2012 | М.: Дрофа |
3 | О. С. Габриелян | Задачи по химии и способы их решения | 2013 | М Дрофа |
4 | О. С. Габриелян | Контрольные и проверочные работы. 9 класс. | 2015 | М.: Дрофа |
5 |
О. С. Габриелян, А. В. Яшукова |
Химия. Рабочая тетрадь 9 класс. | 2014 | М.: Дрофа |
6 | ЧурановС.С. | Химические олимпиады в школе Пособие для учителя | 2016 | М.:«Просвещение». |
Годовой календарный план – график
№ | Изучаемая тема | кол-во часов | Количество аттестуемых работ | |||
контрольная работа | практическая работа | самостоят. работа | тест | |||
1 | Общая характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева. | 12 | №1 | |||
2 | Металлы | 19 | №2 | №1 - 3 | 3 | 2 |
3 | Неметаллы | 24 | №3 | №4 - 6 | 10 | 7 |
4 | Органические вещества | 10 | 2 | 1 | ||
5 | Обобщение и повторение по курсу химии за 8 – 9 классы | 3 | №4 | |||
Итого | 68 | 4 | 6 | 15 | 10 |