Рабочая программа составлена на основе ФК ГОС ООО, программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина и В.М. Пакуловой, ориентирована на использование учебника: Каменский, А. А., Криксунов, Е. А., Пасечник, В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2017г.
Согласно действующему учебному плану поурочное планирование предусматривает в 9 классах обучение биологии в объеме 68 часов, 2 часа в неделю.
Цели обучения биологии в 9 классе:
¾ овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
¾ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
¾ воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по биологии
В результате изучения биологии ученик должен
Знать/ понимать
¾ признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток (химический состав и строение) живых организмов, клеток прокариот и эукариот, гамет; вида и популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
¾ сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, хемосинтез, митоз, мейоз, индивидуальное развитие организма, взаимодействие генов, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость;
¾ основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологической наследственности изменчивости). Правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни);
Уметь
¾ называть общие признаки живых организмов; признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных; причины и результаты эволюции;
¾ объяснять роль биологических теорий, наследственных и ненаследственных изменений, генных и хромосомных мутаций, устойчивости и саморегуляции, саморазвития и смены экосистем;
¾ характеризовать строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма; обмен веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме; особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме; иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека; вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
¾ обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
¾ устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке, строение и функции органоидов в клетке; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
¾ составить схемы скрещивания, путей переноса и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
¾ описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агросистемы своей местности;
¾ приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
¾ выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
¾ анализировать и оценивать воздействия факторов окружающей среды;
¾ анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные антропогенные изменения в биосфере;
¾ распознавать организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных; клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
¾ сравнивать строение и функции клеток растений и животных; организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
¾ делать выводы о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
¾ наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
¾ соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
¾ определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
¾ соблюдения правил поведения в окружающей среде;
¾ выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;
¾ применять знания о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.
Учебно – методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 |
А.А. Коменский, ЕЛ. Криксунов, В.В. Пасечник |
«Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учебник для общеобразов. учебных заведений | 2017 | М.: Дрофа |
2 | В.В. Пасечник | «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику | 2015 | М.: Дрофа |
3 |
В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов |
«Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. | 2016 | М.: Дрофа |
4 |
Сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.
|
Сборник нормативных документов. Биология | 2013 | М.: Дрофа |
5 |
Батуев А. С. Гуленкова М. А. Еленевский А. Г. |
Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. | 2012 | М.: Дрофа |
6 |
Козлова Т.А. Кучменко В. С. |
Биология в таблицах 6-11 классы Справочное пособие | 2016 | Дрофа |
7 | Медников Б. М | Биология. Формы и уровни жизни. | 2014 | М.: Просвещение |
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2016
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
М1ЛЛТМЕ01А-поддержка курса «Биология. Животные».
Лаборатория КЛЕТКА.
Лаборатория ГЕНЕТИКА
Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ
Годовой календарный план – график
№ | Изучаемая тема | кол-во часов | Количество аттестуемых работ | |||
контрольная работа, зачет |
Лр ПР |
тест |
самостоят. работа |
|||
Введение | 3 | 1 | ||||
1 | Молекулярный уровень | 9 | КР №1 | Лр 1 | 1 | 2 |
2 | Клеточный уровень | 13 |
зачет №1 КР №2 |
ПР 2 | 1 | 2 |
3 | Организменный уровень | 14 | КР №3 | ПР 3 | 2 | 3 |
4 | Популяционно-видовой уровень | 10 | - |
Лр 1 ПР 1 |
1 | 1 |
5 | Экосистемный уровень | 7 | КР №4 | ПР 2 | 2 | 1 |
6 |
Биосферный уровень Резерв |
10 2 |
КР №5 (допуск к ГИА) | ПР 1 | 1 | 1 |
Итого | 68 |
5 КР 1 зачет |
2 ЛР 9 ПР |
13 | 15 |