Главная

Сведения об образовательной организации

Учебная работа

Воспитательная работа

Дистанционное обучение

Приём обучающихся

Обращение к руководству школы

Задать вопрос администрации школы

Часто задаваемые вопросы и ответы на них

Главная
  • Парад 2023
  • Кадеты
  • Реконструкция

Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной ООП и авторской программы О.С. Габриеляна, А.В. Купцовой «Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы».

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Цели изучения химии в 8 классе:

­       освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

­       овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

­       развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

­       воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

­       применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:

¾  осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

¾  постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

¾  оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

¾  оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы, формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

¾  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

¾  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки сам выдвигать самостоятельно;

¾  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

¾  обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя;

¾  ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения;

¾  самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

¾  планировать ресурсы для достижения цели. Называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

¾  самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

¾  самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе: при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

¾  выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

¾  адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Познавательные УУД:

¾  анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

¾  осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

¾  создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

¾  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

¾  преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

¾  уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

¾  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

¾  считывать информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование;

¾  создавать модели и схемы для решения задач;

¾  переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;

¾  устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

¾  участвовать в проектно - исследовательской деятельности, проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

¾  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи;

¾  обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

¾  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

¾  строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания), строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

¾  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

¾  знать основы усваивающего чтения, уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий),

¾  ставить проблему, аргументировать её актуальность;

¾  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

Коммуникативные УУД:

¾  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

¾  соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии, пользоваться адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их;

¾  координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;

¾  устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

¾  спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

¾  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

¾  организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия;

¾  планировать общие способы работы; уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

¾  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

¾  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Выпускник получит возможность научиться:

¾  продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликтов;

¾  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

¾  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

¾  владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

¾  следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:

Обучающийся научится:

- описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

- изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;

- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;

- сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты и соли;

- классифицировать оксиды и основания по свойствам кислоты и соли по составу;

- пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;

- проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями в процессе превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- различать экспериментально кислоты и щелочи, используя индикаторы; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами;

- раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;

- описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;

- характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;

- различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;

- изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;

- выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решеток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;

- характеризовать химические элементы и их соединения на основе их положения в периодической системе и особенности строения атомов;

- характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системе Д.И. Менделеева;

- объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;

- называть признаки и условия протекания химических реакций;

- устанавливать принадлежность химических реакций к определенному типу по одному из классификационных признаков: по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения, обмена); по выделению или поглощению теплоты (экзотермические и эндотермические); по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции); по обратимости процесса (обратимые и необратимые);

- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно - восстановительных реакций;

- прогнозировать продукты реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;

- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

- выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;

- приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

- определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;

- проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ определённых ионов;

- определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, кислоты, основания и соли;

- составлять формулы веществ по их названиям;

определять валентность и степень окисления элементов в веществах;

- составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления, зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований, солей;

- объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;

- называть характерные химические свойства, характерные для оксидов (кислотных и основных);

- называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ (кислот, оснований, солей);

- приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей);

- определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительной реакции;

- составлять окислительно-восстановительный баланс по предложенным схемам реакций;

- проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ.

Обучающийся получит возможность научиться:

- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

- осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;

- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

- развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстом учебника и дополнительной литературой, справочными материалами, таблицами; проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;

- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ;

- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

- описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

- применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

- развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники;

- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

- приводить примеры реакций, подтверждающих существования взаимосвязи между основными классами неорганических соединений;

- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия;

- прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;

- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

- выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество → оксид → гидроксид → соль;

- организовывать и проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.

Учебно – методический комплект

Авторы Название Год издания Издательство
1 О. С. Габриелян Учебник Химия - 8 2017 М.: Дрофа
2 О. С. Габриелян Изучаем химию в 8 классе 2012 М.: Дрофа
3 О. С. Габриелян Химия. 8 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». 2014 М.: Дрофа
4

О.С. Габриелян,

Н.П. Воскобойникова

Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы. 2012 М.: Дрофа
5

О. С. Габриелян,

А. В. Яшукова

Химия рабочая тетрадь 8 класс 2017 М.: Дрофа

Годовой календарный план – график

Изучаемая тема кол-во часов Количество аттестуемых работ
контрольная работа лабораторная работа практическая работа

Ср

тест

1

Введение.

Первоначальные химические понятия.

8 1 2 1
2

Тема 1.

Атомы химических элементов.

9 1 3

Ср-1

тест- 2

3

Тема 2.

Простые вещества.

7 1 2

Ср- 2

тест -1

4

Тема 3.

Соединение химических элементов.

14 1 7 2

Ср- 2

тест- 2

5

Тема 4.

Изменения, происходящие с веществами.

11 1 2

Ср -2

тест-2

6

Тема 5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

21 1 18 2

Ср -5

тест- 1

Итого 70 6 34 5

Ср -12

тест- 8

Официальный портал ГИА

Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации

Официальный портал ЕГЭ

Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ)

Центр тестирования

Ростовский областной центр обработки информации в сфере образования

Минобрнауки РФ

Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации

ФИПИ

Официальный сайт Федерального института педагогических измерений

Ростобрнадзор

Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области

Контактная информация

Адрес: 344032, г. Ростов-на-Дону, ул. Казахская, д. 57А

Юридический адрес: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1

График работы: Пн - Пт: с 08.10 до 17.10, Сб, Вс - выходные дни

Телефон/факс: (863) 254-78-77 (приёмная), электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Электронный журнал