Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной ООП и авторской программы О.С. Габриеляна, А.В. Купцовой «Программа основного общего образования по химии. 8-9 классы».
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Цели изучения химии в 8 классе:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8 классе являются следующие умения:
¾ осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
¾ постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
¾ оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
¾ оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы, формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
¾ самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
¾ работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки сам выдвигать самостоятельно;
¾ в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
¾ обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя;
¾ ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения;
¾ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
¾ планировать ресурсы для достижения цели. Называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления.
Выпускник получит возможность научиться:
¾ самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
¾ самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе: при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
¾ выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
¾ адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Познавательные УУД:
¾ анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
¾ осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
¾ создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
¾ составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
¾ преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
¾ уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
¾ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
¾ считывать информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование;
¾ создавать модели и схемы для решения задач;
¾ переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;
¾ устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
¾ участвовать в проектно - исследовательской деятельности, проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
¾ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи;
¾ обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
¾ осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
¾ строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания), строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
¾ объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
¾ знать основы усваивающего чтения, уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий),
¾ ставить проблему, аргументировать её актуальность;
¾ самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.
Коммуникативные УУД:
¾ самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
¾ соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии, пользоваться адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их;
¾ координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;
¾ устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
¾ спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
¾ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
¾ организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
¾ планировать общие способы работы; уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
¾ интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
¾ учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Выпускник получит возможность научиться:
¾ продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликтов;
¾ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
¾ брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
¾ владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
¾ следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
Обучающийся научится:
- описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
- изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
- сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты и соли;
- классифицировать оксиды и основания по свойствам кислоты и соли по составу;
- пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
- проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями в процессе превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- различать экспериментально кислоты и щелочи, используя индикаторы; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами;
- раскрывать смысл периодического закона Д.И. Менделеева;
- описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
- характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
- различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
- изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
- выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решеток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
- характеризовать химические элементы и их соединения на основе их положения в периодической системе и особенности строения атомов;
- характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системе Д.И. Менделеева;
- объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- устанавливать принадлежность химических реакций к определенному типу по одному из классификационных признаков: по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения, обмена); по выделению или поглощению теплоты (экзотермические и эндотермические); по изменению степеней окисления химических элементов (окислительно-восстановительные реакции); по обратимости процесса (обратимые и необратимые);
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные сокращенные ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно - восстановительных реакций;
- прогнозировать продукты реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
- выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
- приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
- определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
- проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ определённых ионов;
- определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, кислоты, основания и соли;
- составлять формулы веществ по их названиям;
определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
- составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления, зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований, солей;
- объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
- называть характерные химические свойства, характерные для оксидов (кислотных и основных);
- называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ (кислот, оснований, солей);
- приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей);
- определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительной реакции;
- составлять окислительно-восстановительный баланс по предложенным схемам реакций;
- проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
- осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
- понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
- использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстом учебника и дополнительной литературой, справочными материалами, таблицами; проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ;
- осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
- описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
- применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
- развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники;
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
- приводить примеры реакций, подтверждающих существования взаимосвязи между основными классами неорганических соединений;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
- прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия;
- прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
- выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество → оксид → гидроксид → соль;
- организовывать и проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
Учебно – методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | О. С. Габриелян | Учебник Химия - 8 | 2017 | М.: Дрофа |
2 | О. С. Габриелян | Изучаем химию в 8 классе | 2012 | М.: Дрофа |
3 | О. С. Габриелян | Химия. 8 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». | 2014 | М.: Дрофа |
4 |
О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова |
Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 классы. | 2012 | М.: Дрофа |
5 |
О. С. Габриелян, А. В. Яшукова |
Химия рабочая тетрадь 8 класс | 2017 | М.: Дрофа |
Годовой календарный план – график
№ | Изучаемая тема | кол-во часов | Количество аттестуемых работ | |||
контрольная работа | лабораторная работа | практическая работа |
Ср тест |
|||
1 |
Введение. Первоначальные химические понятия. |
8 | 1 | 2 | 1 | |
2 |
Тема 1. Атомы химических элементов. |
9 | 1 | 3 |
Ср-1 тест- 2 |
|
3 |
Тема 2. Простые вещества. |
7 | 1 | 2 |
Ср- 2 тест -1 |
|
4 |
Тема 3. Соединение химических элементов. |
14 | 1 | 7 | 2 |
Ср- 2 тест- 2 |
5 |
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. |
11 | 1 | 2 |
Ср -2 тест-2 |
|
6 |
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. |
21 | 1 | 18 | 2 |
Ср -5 тест- 1 |
Итого | 70 | 6 | 34 | 5 |
Ср -12 тест- 8 |