Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Примерная ООП
- примерные программы И.И. Баринова. Программы для основного общего образования: География. 5-9 классы/ сост. С.В. Курчина.
Основными целями курса являются:
- Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
- Воспитание любви к родной стране, родному краю, уважение к истории и культуре Родины и населяющих её народов;
- Формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Учебный план отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2–х учебных часов в неделю.
Основная цель регионального компонента в курсе «География России» 8 класса:
- создать у школьников целостное представление о своей малой Родине – Ростовской области;
- раскрыть своеобразие ее природных условий и ресурсов;
- познакомить учащихся с основными этапами заселения и освоения территории Ростовской области, условиями жизни и деятельности населения, с изменениями окружающей природы под воздействием антропогенного фактора.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Предметные результаты обучения
Обучающийся научится:
- усваивать систему научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественнонаучной картины мира;
- формировать первоначальные систематизированные представления о географических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных географических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в географической оболочке, о наследственности и изменчивости; владеть понятийным аппаратом географии;
- объяснять роль географии в практической деятельности людей, место и роль человека в природе, родство общности происхождения и эволюции растений и животных;
- формировать представления о значении географических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования.
- систематизировать сведения об основных этапах накопления знаний о территории нашей страны, главных особенностях её природы, о многообразии природных комплексов, закономерностях происходящих в них процессов, взаимодействии природы и общества;
- методам освоения территорий с экстремальными условиями;
- владеть базовым понятийным аппаратом географических знаний;
- правильно употреблять и объяснять географические термины, понятия,
определения;
- владеть навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать методы географической науки и проводить несложные географические исследования для изучения географических процессов;
- понимать возрастающую роль естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
- формировать основы экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;
- умению выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознавать необходимость сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
- владеть методами географической науки: наблюдением и описанием географических объектов и процессов; постановкой географических экспериментов и объяснением их результатов.
- первоначальным умениям изучать и систематизировать информацию из различных географических и современных источников, раскрывать ее природную и социальную принадлежность;
- расширять опыт оценочной деятельности на основе изучения природных
явлений, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основные географические термины и понятия;
- составлять характеристики природных условий в пределах различного уровня природно-территориальных комплексов;
- понимать закономерности и природные процессы, происходящие в природно-территориальных комплексах.
Личностные результаты обучения
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
- эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов
Метапредметные результаты обучения
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Учебно – методическийкомплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | И.И Баринова | Базовый учебник «География России. Природа» 8 кл. | 2014 | Дрофа |
2 | И.И. Баринова | Рабочая тетрадь по географии. 8 класс | 2017 | Дрофа |
3 | УМК | Географический атлас «Природа России»: 8- класс | 2017 | Дрофа |
Годовой календарный план – график
№ | Раздел. Изучаемая тема | количество часов | Количество аттестуемых работ | |
контрольная работа | практическая работа | |||
1 | Введение. | 1 | ||
2 | Наша родина на карте мира | 6 | 1 | |
3 | Раздел I Особенности природы и природные ресурсы России | 20 | 1 | 4 |
4 | Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы. | 4 |
|
|
5 | Тема 2. Климат и климатические ресурсы | 5 | 2 | |
6 | Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы | 3 | ||
7 | Тема 4. Почва и почвенные ресурсы | 3 | 1 | |
8 | Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 4 |
1 |
2 |
9 | РАЗДЕЛ II. Природные комплексы России. | 37 | 1 | |
10 | Тема 1. Природное районирование | 6 |
|
|
11 | Тема 2. Природа регионов России | 24 | 1 | |
12 | Тема 3. География Ростовской области | 7 | ||
13 | РАЗДЕЛ III. Человек и природа | 6 | 1 | |
Итого | 70 | 3 | 6 |