Рабочая программа учебного предмета «История» в 7 классе, составлена в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 в последней редакции), с учетом положений Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; на основе авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А.Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы); примерной основной образовательной основного общего образования от 8 апреля 2015года, программы « Новая история 1500-1800», авторы: А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина; основной образовательной программой основного общего образования кадетской школы 2ДКК ДГТУ.
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «Всеобщая история» и «История России». Концепцией нового учебно-методического комплекса по истории в 7 классе является освоением базовых исторических категорий, событий и закономерностей на основе сравнительного анализа Истории России и Новой истории. В примерной образовательной программе основного общего образования от 8 апреля 2015 года дается синхронная таблица изучения материала в 7 классе, которая ограничивает рамки изучения Новой истории 15-17 веками, в соответствии с периодизацией истории России. Раздел «Век просвещения», относящийся к 18 веку, переноситься на изучение в 8 класс.
Программа предполагает использование учебника «История России. 7 класс», авторы: Н.
М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова 2017, учебника «История нового времени 1500-1800 7 класс», авторы А.Я. Юдовская, П.А.Баранов,Л.М.Ванюшкина. – 11-е изд. _ М.: Просвещение, 2015.
Цели курса:
- Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Нового времени, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
- Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Количество учебных часов:
- В год – 70 часов.
- В неделю – 2 часа.
- Рабочих недель – 35.
- Контрольных работ – 4.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 7 класса.
Личностные результаты:
- первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
-изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
- проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
-обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
- навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты
- осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
- планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
- работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
- критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
- использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
- использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
- использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
- планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
- выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты:
- применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
- установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
- определение и использование исторических понятий и терминов;
- использование сведений из исторической карты как источника информации;
- овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
- описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
- использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
- сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
- высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
- поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
- анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
- сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
- использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
- раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
- сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
- определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
- расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
- понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Выпускник научится (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
• локализовать во времени (на основе хронологии) основные этапы и ключевые события отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени в отечественной и всеобщей истории, её ключевых процессов, событий и явлений;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, основных процессах социально-экономического развития, местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и Всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп населения в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) ценностей, эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения; г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в период Нового времени, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России и других стран в Новое время;
• используя элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение достоверности и принадлежности источника, позиций автора и т.д.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.
Учебно – методический комплект
№ | АВТОРЫ | НАЗВАНИЕ | ГОД ИЗДАНИЯ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | |
1 |
А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина под редакцией А.А. Искендерова.
|
История Нового времени 1500-1800. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций | 2015 |
Москва «Просвещение» |
|
2 | Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С., Токарева А.Я. | История России. 7 класс. В 2 частях. | 2016 |
Москва «Просвещение» |
|
1 |
Коваль.Т.В.
|
Всеобщая история. История нового времени. Поурочные разработки 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций./ Т.В.Коваль, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина |
2017 |
Москва «Просвещение» |
|
2 | Журавлева О. Н. |
История России. Поурочные рекомендации. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. |
2015 |
Москва «Просвещение» |
|
3 | Артасов И.А. | История России. Контрольные работы.7 класс. | 2016 |
Москва «Просвещение» |
|
4 | Баранов П.А. | Всеобщая история. История нового времени.1500-1800 Проверочные и контрольные работы. | 2018 |
Москва «Просвещение» |
|
Годовой календарный план – график
№ |
Изучаемая тема |
количество часов |
Количество аттестуемых работ |
контрольная работа | |||
Раздел I. Новая история. Конец XV—XVIIв | 28 ч. | 2 | |
Тема 1. | Мир в начале нового времени. Великие географические открытия и их последствия. Эпоха Возрождения. Реформация. Утверждение абсолютизма. | 13 ч. | 1 |
Тема 2. | Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). | 4 ч. | |
Тема 3. | Эпоха Просвещения. Время преобразований. | 9 ч. | 1 |
Тема 4. | Традиционные общества Востока. | 2 ч. | |
Раздел II История России | 42 ч | 2 | |
Тема 5. | Россия в XVI веке. | 20 ч | 1. |
Тема 6. | Смутное время. Россия при первых Романовых. | 22ч. | 1 |