Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе:
¾ Федерального государственного образовательного стандарта,
¾ примерной образовательной программы основного общего образования;
¾ основной образовательной программы основного общего образования кадетской школы 2ДКК ДГТУ;
¾ Программы общего образования по биологии УМК «Биология 5 - 9 кл.» В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова,
В учебном плане на изучение биологии в 7 классе отведено 2 ч в неделю (всего 70 ч).
Программа ориентирована на использование учебника В.В. Латюшина, В.А. Шапкина Биология. Животные. М.: Дрофа, 2017. Учебник входит в линию УМК «Биология. 5–11 классы» В.В. Пасечника и др., построенный по концентрическому принципу.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
¾ освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных, о методах познания животного организма;
¾ овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
¾ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
¾ воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
¾ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
‒ воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
‒ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
‒ знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
‒ сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
‒ формирование личностных представлений о целостности природы,
‒ формирование толерантности и миролюбия;
‒ освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
‒ формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
‒ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно -иследовательской, творческой и других видах деятельности;
‒ формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
‒ формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные:
‒ учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
‒ знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
‒ формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
‒ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
‒ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
‒ формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные:
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; классифицировать биологические объекты (растения, животных, бактерии, грибы) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
- ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнения окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Учебно – методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Г. М. Пальдяева | Биология 5 - 9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие | 2016 | М.: Дрофа |
2 | В.В. Латюшин, В.А. Шапкин | Биология. Животные. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. | 2016 - 2016 | М.: Дрофа |
3 |
В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова |
Биология.7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». | 2016 | М.: Дрофа |
4 | В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева | Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. | 2014 | М.: Дрофа |
MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА «Биология. Животные»
- Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2012г.
Годовой календарный план – график
№ | Изучаемая тема | Кол-во часов | Количество аттестуемых работ | ||
контрольная работа | лабораторная работа | самостоятельная работа | |||
1 | Введение. Общие сведения о животном мире. | 2 | |||
2 | Раздел 1. Многообразие животных. Простейшие | 2 | 1 | ||
3
|
Раздел 2. 1. Многоклеточные организмы. Беспозвоночные 2. Многоклеточные организмы. Хордовые |
18 |
1 |
6 |
4 |
17 | 1 | 2 | 4 | ||
4 | Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем |
10 |
6 |
3 |
|
5 | Раздел 4. Индивидуальное развитие животных |
4 |
1 |
1 |
|
6 | Раздел 5.Развитие и закономерности размещения животных на Земле |
4 |
1 |
||
7 | Раздел 6.Биоценозы | 6 | 1 | ||
8 | Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека |
8 |
1 |
2 |
|
Итого | 70 | 4 | 16 | 15 |