Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике: «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике» и авторской программы по алгебре Ю. Н. Макарычева входящей в сборник рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений: «Алгебра, 7 класса», составитель: Т.А. Бурмистрова «Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра , 7 класса».- М. Просвещение, 2013. Планирование ориентировано на учебник «Алгебра 7 класс» под редакцией С.А. Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2012 -2014 годы.
Изучение курса алгебры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
- формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;
- развитие логического мышления и речи, умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации, доказательства;
- овладение символическим языком алгебры, алгебраическими умениями для применения их к решению математических и нематематических задач;
- овладение свойствами и графиками элементарных функций, функциональнографическими представлениями для описания и анализа реальных зависимостей;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
- сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Метапредметные:
‒ умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
‒ умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
‒ умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
‒ осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
‒ умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
‒ умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
‒ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
‒ сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
‒ первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
‒ умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
‒ умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
‒ умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
‒ умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
‒ умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
‒ понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
‒ умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
‒ умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
Выражения, тождества, уравнения.
Обучающийся научится:
- в числовом выражении указывать порядок действий;
- находить значение числового выражения;
- находить значение числового выражения с использованием свойств арифметических действий;
- составлять числовое выражение по несложному текстовому заданию;
- составлять алгебраическое выражение по несложному текстовому заданию;
- находить значение простого алгебраического выражения при заданном значении букв;
- указывать допустимые значения букв в алгебраическом выражении (случаи, когда буквы могут принимать любые значения или значения, при которых знаменатель, представляющий из себя букву или сумму (разность) букв и чисел, не равен 0);
- находить по формуле значение определяемой величины при заданном значении букв;
- составлять формулу для определения величины по условию задачи сумма, (разность), произведение, сумма (разность) произведений, произведение сумм (разностей), простые дроби);
- составлять формулу для определения величины по условию задачи и вычислить при заданном значении букв;
- выражать в простой формуле одну из переменных через другие;
- раскрывать скобки в выражении и приводить подобные слагаемые;
- заключать в скобки группу слагаемых;
- определять, какое из заданных чисел является корнем уравнения;
- решать линейное уравнение;
- решать несложное уравнение первой степени, сводящееся к линейному;
- решать несложное уравнение первой степени с числовыми знаменателями, сводящееся к линейному;
- доказывать, что уравнение не имеет корней;
- доказывать, что любое значение х является корнем уравнения;
- составлять уравнение по условию задачи и решить задачу.
Обучающийся получит возможность научиться:
- решать задачи на составление и анализ буквенных выражений;
- составлять уравнения, имеющих заданный корень;
- решать уравнения, равносильных совокупности линейных уравнений;
- решать уравнения первой степени с буквенными коэффициентами.
- решать простые уравнений в параметрической постановке.
- решать более сложные задачи на составление и решение уравнений.
Функции.
Обучающийся научится:
- строить точки па координатной плоскости по их координатам;
- строить на координатной плоскости отрезки, прямые (по двум принадлежащим им точкам);
- вычислять значение функции по заданному значению аргумента;
- находить значение аргумента, при котором линейная функция принимает заданное значение;
- выполнять задание, связанное с чтением графика, изображенного на координатной сетке;
- не выполняя построения, определять, принадлежит ли точка графику заданной функции.
- строить график линейной функции;
- строить график линейной функции и выполнить задания, связанные с его чтением.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять функции для решения текстовой задачи. Определять значений функции и/или аргумента;
- определять по данным задачи коэффициента прямой/обратной пропорциональности и вычисление значений функции и/или аргумента;
- выполнять построение графика линейной функции с помощью преобразования графиков;
- определение углового коэффициента или свободного члена в выражении для линейной функции при условии прохождения графика через заданную точку;
- определение свойств графика функции без построения чертежа.
Степень с натуральным показателем.
Обучающийся научится:
- записывать произведение в виде степени;
- упрощать с использованием степени выражение, содержащее произведения;
- находить значение числового выражения, содержащего степени;
- записывать число, большее 1, в стандартном виде;
- преобразовать числовое или алгебраическое выражение (содержащее степени, произведения, частные) с использованием свойств степени с натуральным показателем;
- находить числовое значение одночлена при заданном значении букв;
- записывать одночлен в стандартном виде;
- выполнять умножение одночленов;
- выполнять возведение одночленов в степень.
Обучающийся получит возможность научиться:
- преобразовывать степенные выражения с буквенными показателями степени;
- выполнять действия со степенями с разными основаниями;
- сравнивать степени с разными основаниями и показателями;
- составлять по условию задачи и преобразовывать выражения, содержащих произведение одночленов и многочленов;
- решать уравнения с использованием действий над одночленами и многочленами;
- доказывать равенства выражений с использованием действий над одночленами и многочленами.
Многочлены.
Обучающийся научится:
- раскладывать многочлен на множители способом вынесения за скобки общего множителя в виде одночлена;
- раскладывать многочлен на множители способом вынесения за скобки общего множителя в виде двучлена;
- вычислять значение числового выражения с помощью вынесения за скобки общего множителя;
- раскладывать на множители многочлен (4, 6 слагаемых) способом группировки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- раскладывать на множители способом вынесения за скобки двучлена с наименьшим показателем степени;
- раскладывать на множители способом вынесения за скобки двучлена с использованием изменения знаков;
- раскладывать на множители разности квадратов двучленов;
использовать способов вынесения общего множителя и группировки для вычисления значений числовых выражений;
- преобразовывать выражения с помощью формул куба суммы /разности, суммы /разности кубов.
Формулы сокращённого умножения.
Обучающийся научится:
- раскладывать двучлен на множители по формуле разности квадратов;
- выполнять сокращенное умножение двучленов по формуле разности квадратов;
- выполнять сокращенное возведение в квадрат суммы (разности);
- раскладывать многочлен на множители по формулам квадрата суммы и квадрата разности;
- раскладывать в простых случаях многочлен на множители, используя несколько способов разложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- раскладывать на множители способом вынесения за скобки двучлена с наименьшим показателем степени;
- раскладывать на множители способом вынесения за скобки двучлена с использованием изменения знаков;
- раскладывать на множители разности квадратов двучленов;
- исполосовывать способов вынесения общего множителя и группировки для вычисления значений числовых выражений;
- преобразовывать выражения с помощью формул куба суммы /разности, суммы /разности кубов;
- решать уравнения с использованием формул сокращенного умножения.
Системы линейных уравнений.
Обучающийся научится:
- определять, является ли пара чисел решением системы уравнений;
- в линейном уравнении с двумя неизвестными выражать одну переменную через другую.
- решать систему двух линейных уравнений способом подстановки;
- решать систему двух линейных уравнений способом алгебраического сложения;
- строить график линейного уравнения с двумя неизвестными;
- без построения графика линейного уравнения с двумя неизвестными находить точки его пересечения с осями координат;
- без построения графиков линейных уравнений с двумя неизвестными находить точку их пересечения;
- решать графически систему двух линейных уравнений;
- решать текстовую задачу с помощью составления системы двух линейных уравнений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять системы линейных уравнений, имеющей заданное решение;
- определять коэффициенты системы по заданному ее решению;
- решать способом подстановки или сложения систем уравнений, сводящихся к линейным;
- анализировать наличия и количества решений системы линейных уравнений по ее записи и с помощью графиков;
- решать задачи на составление и решение систем уравнений, сводящихся к линейным.
Учебно - методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского | Алгебра. 7 класс: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений | 2017 г. | М. «Просвещение» |
2 | В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк | Дидактические материалы по алгебре для 7 класса | 2014 г. | М. «Просвещение» |
3 | Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова | Алгебра: Дидакт. материалы для 7 кл. | 2015 г. | М. «Просвещение» |
7 класс
Годовой календарный план - график
№ | Изучаемая тема |
Количес тво часов |
Количество аттестуемых работ | |||
контрольная работа |
тестовая работа |
самостоятельная работа |
||||
Гл.1 | Выражения, тождества, уравнения | 22 | 1 (диагн.) | 1 | 1 | |
Гл.2 | Функции. | 11 | 2 | 1 | 1 | |
Гл.3 | Степень с натуральным показателем | 11 | 1 | 1 | 1 | |
Гл.4 | Многочлены. | 17 | 1 | 1 | 1 | |
Гл.5 | Формулы сокращённого умножения. | 19 | 1 | 1 | 2 | |
Гл.6 | Системы линейных уравнений. | 16 |
2 |
1 | 1 | |
Итоговое повторение. | 9 | 1 (итог.) | 1 | |||
Итого | 105 | 9 | 8 | 7 | ||
7 класс
Годовой календарный план – график
№ | Изучаемая тема |
Количество часов |
Количество аттестуемых работ | ||
Повторение. | 3 | 1 | |||
1 | Выражения, тождества, уравнения. | 18 | 1 | ||
2 | Статистические характеристики | 4 | - | ||
3 | Функции. | 11 | 1 | ||
4 | Степень с натуральным показателем. | 11 | 1 | ||
5 | Многочлены. | 17 | 2 | ||
6 | Формулы сокращённого умножения. | 19 | 1 | ||
7 | Системы линейных уравнений. | 16 | 1 | ||
Итоговое повторение. | 6 | 1 | |||
Итого | 105 | 9 |