Рабочая программа по учебному предмету "Технология" для учащихся 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа разработана с учётом программы по учебному предмету "Технология" для 5 классов (неделимых), под редакцией А.Т. Тищенко, Н.В. Синицы, В.Д. Симоненко. - Волгоград: Учитель, 2015г.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология. Индустриальные технологии. 5 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ А.Т. Тищенко. В.Д. Симоненко.- М.: «Вентана – Граф», 2014 год, который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию.
Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе. Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры, на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
В учебном плане на изучение предмета «Технология» отводится 2 часа в неделю при продолжительности учебного года 35 недель, всего 70 часов. В Рабочей программе отведено 70 часов, из них на региональный и кадетский компоненты 7 часов, и 5 часов на итоговый проект на тему: «Изготовление подставки под горячее».
Основными формами обучения являются: урок и метод проектов. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения.
Изучение технологии в 5 классе направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоение обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
- формирование целостного мировоззрения,
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
- развитие эстетического осознания чрез освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
- самостоятельное определение цели своего обучения, остановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- оценивание выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
- осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о сущности технологической культуры и культуры труда;
- практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
- планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
- умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
- участие в оформлении класса и школы; озеленение пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт.
- сравнение различных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
В результате изучения технологии учащиеся должны знать:
- основные технологические понятия;
- назначения и технологические свойства материалов;
- назначение применяемых ручных инструментов, приспособлений, правила безопасной работы с ними;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
- влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
уметь:
- рационально организовывать рабочее место;
- находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
- составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта;
- выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов и приспособлений;
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами;
- находить и устранять допущенные дефекты;
- проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
- планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;
- распределять работу при коллективной деятельности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для получения технологических сведений из разнообразных источников информации;
- для организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности:
- для изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
- для создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов и приспособлений;
- для обеспечения безопасности труда;
- для оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или услуги.
Учебно – методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко | Технология. | 2014 | «Вентана – Граф» |
2 | А.Т. Тищенко, Н.В. Синица | Технология. Индустриальные технологии. | 2014 | «Вентана – Граф» |
3 | В.Д. Симоненко | Технология. Обслуживающий труд. | 2013 | «Вентана – Граф» |
4 | В.И. Ермакова | Основы кулинарии. | 2010 | «Просвещение» |
Список учебно - методической литературы
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | О.В. Павлова | Технология. | 2014 | «Учитель» |
2 | И.П. Арефьев | Занимательные уроки технологии | 2010 | «Просвещение» |
3 | В.Д. Симоненко | Технология. Поурочные планы. | 2012 | «Вентана – Граф» |
4 | Л.П. Щербакова | Ткани и их названия. | 2009 | «Вентана – Граф» |
5 | А.С. Хворостов | ДПИ в школе. | 2012 | «Просвещение» |
Годовой календарный план – график
№ | Изучаемая тема | количество часов | Количество аттестуемых работ | ||
контрольная работа | лабораторная работа | практическая работа | |||
1 | Вводный урок. | 2 | - | - | - |
2 | Технология ведения дома. | 18 | - | - | 9 |
3 | Технология обработки пищевых продуктов. |
9
|
- | - | 7 |
4 | Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. | 34 | - | - | 17 |
5 | Технологии исследовательской и опытнической деятельности. | 7 | - | - | 4 |