Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А. Горяевой, А.С. Питерских. – Просвещение,2016г. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Изобразительно искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. » 5 класс. Н.А. Горяева, О.В. Островская под ред. Б.М. Неменского. - М.: «Просвещение», 2012, который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Изменения, внесенные в Рабочую программу основного общего образования по изобразительному искусству обусловлены требованиями образовательной программы Кадетской школы (региональный и кадетский компоненты) путем «вкрапления» в уроки, сложностью обучения и усвоения отдельных тем и выражены в распределении часов по темам, в выборе образовательных технологий, формах и видах деятельности учащихся.
В учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 35 часов, из них на региональный и кадетский компоненты 9 часов, и 5 часов на итоговую практическую работу на тему: «Традиции и быт казаков», выполненную в любой технике.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству, направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Учебно-методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1. | Б.М. Неменский | Программы общеобразовательных учреждений: изобразительное искусство. | 2016 | Просвещение |
2. | Н.А. Горяева под редакцией Б.М. Неменского | Изобразительное искусство. Декоративно прикладное искусство в жизни человека. | 2012 | Просвещение |
3. | Н.А. Горяева под редакцией Б.М. Неменского | Декоративно прикладное искусство. Твоя мастерская. | 2012 | Просвещение |
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | А. Д. Алехин | Когда начинается художник. | 2011 | Просвещение, |
2 | О.В. Павлова | Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты. | 2009 | Учитель |
3 | Б.М. Неменский | Искусство вокруг нас. | 2009 | Просвещение |
4 | Б.М. Неменский | ИЗО и художественный труд. | 2011 | Просвещение |
Годовой календарный план – график
№ | Изучаемая тема | Количество часов | Количество аттестуемых работ |
1 | Древние корни народного искусства. | 8 | 4 |
2 | Связь времен в народном искусстве. | 12 | 6 |
3 | Декор – человек, общество, время. | 6 | 3 |
4 | Декоративное искусство в современном мире. | 9 | 4 |
5 | ВСЕГО | 35 | 17 |