Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта; примерных программ по учебным предметам и авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира» издательство «Просвещение», Москва 2016 г.
Цели изучения предмета «История Древнего мира»:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Подобный подход даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Формы организации учебного процесса:
Основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме этого используются: ролевые игры, викторины, кроссворды, подготовка проектов, игровые ситуации на уроках, связанные с развитием общекультурного, исторического кругозора.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса по истории.
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности, готовность и способность противостоять трудностям и помехам;
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
- смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста, усвоения его содержания, поиска информации на основе операций, обеспечивающих понимание текста (выделение замысла автора текста, основной идеи, главного и второстепенного; последовательности, причинно-следственной и логической связи описываемых событий);
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; для отображения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательский учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/, по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Изменения в рабочую программу внесены исходя из требований образовательной программы Кадетской школы (региональный и кадетский компоненты – путем «вкрапления» в уроки), сложности обучения и усвоения отдельных тем, особенностей мотивационной, интеллектуальной, волевой сфер индивидуальности обучающихся, их образовательных потребностей и выражены в распределении часов по темам, в выборе образовательных технологий, формах и видах деятельности учащихся.
Количество учебных часов: в год – 70 часов, на контрольные работы – 4 часа, на региональный и кадетский компоненты – 7 часов. В неделю – 2 часа, рабочих недель – 35.
Учебно – методический комплект
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 |
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая |
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс | 2015 | Просвещение |
2 | Г. И. Годер | Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях | 2017 | Просвещение |
3 | И. Е. Уколова | История. 5 класс. Древний мир. Контурные карты | 2017 | Просвещение |
4 | Б. С. Ляпустин | История. 5 класс. Древний мир. Атлас | 2017 | Просвещение |
Список учебно-методической литературы
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 |
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко |
Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина – О. С. Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы | 2016 | Просвещение |
2 | Н. И. Шевченко | Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс | 2016 | Просвещение |
3 | Е. А. Крючкова | Всеобщая история. История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы. 5 класс | 2017 | Просвещение |
4 | Е. Н. Сорокина |
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Поурочные разработки к учебнику А. Вигасина. ФГОС |
2016 | ВАКО |
Годовой календарный план – график
№ п/п | Изучаемая тема | Кол-во часов | Виды контроля | |
Проверочная работа | Контрольная работа | |||
1 | Введение. | 1 | - | - |
2 | Первобытные собиратели и охотники | 3 | - | - |
3 | Первобытные земледельцы и скотоводы. | 2 | - | - |
4 | Счёт лет в истории. | 2 | - | 1 |
5 | Древний Египет. | 8 | - | - |
6 | Западная Азия в древности. | 7 | - | - |
7 | Индия и Китай в древности. | 5 | - | 1 |
8 | Древнейшая Греция. | 6 | - | - |
9 | Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | 7 | - | - |
10 | Возвышение Афин в V веке до н. э. и расцвет демократии. | 5 | - | - |
11 | Македонские завоевания в IV веке до н. э. | 4 | - | 1 |
12 | Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. | 3 | - | - |
13 | Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | 3 | - | - |
14 | Гражданские войны в Риме. | 4 | - | - |
15 | Римская империя в первые века нашей эры. | 5 | - | - |
16 | Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. | 5 | - | 1 |
Итого: | 70 | - | 4 |