Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования кадетской школы 2ДКК ДГТУ, программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008)
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Цели обучения.
Согласно Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- овладение умениями: чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Изменения в рабочую программу внесены исходя из требований образовательной программы Кадетской школы (региональный и кадетский компоненты – путем «вкрапления» в уроки), сложности обучения и усвоения отдельных тем, особенностей мотивационной, интеллектуальной, волевой сфер индивидуальности обучающихся.
Количество учебных часов:
В год – 104 часов, из них на развитие речи 11 часов, на внеклассное чтение 11 часов, контрольные работы 14 часов, региональный и кадетский компоненты 11 часов.
В неделю – 3 часов, рабочих недель – 35.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Основные формы обучения: урок, домашние задания общего и индивидуального плана.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
на необходимом (базовом) уровне:
–осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
–выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
–адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
–определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
на повышенном уровне:
–сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
–сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
–устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
–выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
–видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
–сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Сведения об используемом учебно-методическом комплекте,
учебно-методической литературе.
Учебно-методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 |
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. |
Литература 5 класс: учебник: в 2-х частях. | 2013 | М.: Просвещение |
2 |
Фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 класс». (Формат МР3) |
2012 |
М.: Аудио-школа, Просвещение | |
3 | Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Збарский И.С., Полухина В.П. | Программа по литературе для 5-11 классов. |
2008 |
М.: Просвещение |
Список учебно-методической литературы
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Беляева Н.В. | Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. |
2004 |
М.: Вербум |
2 | Беляева Н.В. | Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. | 2005 | М: ВАКО |
3 | Золотарева И.В., Егорова Н.В. | Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. | 2012 | Волгоград: «Учитель» |
4 | Карасева И.В., Пташкина В.Н., Цветкова Г.В. | Литература. 5 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику В.Я. Коровиной, В.П.Журавлева, В.И. Коровина |
2013 |
М.: Просвещение |
5 | Коровина В.Я., Збарский И.С. | Литература: Методические советы: 5 класс. | 2008 | М.: Просвещение |
6 | Миронова Н.А. | Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». | 2006 | М.: Издательство «Экзамен» |
7 | Тумина Л.Е. | Творческие задания. 5-7 классы. | 2007 | М.: Дрофа |
Годовой календарный план – график
№ | Изучаемая тема | количество часов | Количество аттестуемых работ | |
контрольные работы | развитие речи | |||
1 | Введение. | 2 | ||
2 | Устное народное творчество | 10 | 1 | |
3 | Древнерусская литература | 2 | ||
4 | Из литературы XVIII в. | 2 | ||
5 | Из литературы XIХ в. | 41 | 1 | 3 |
6 | Из литературы XХ в. | 20 | 1 | |
7 | «Только доблесть бессмертно живет…» | 3 | ||
8 | Писатели улыбаются | 3 | ||
9 | Из зарубежной литературы | 14 | 1 | |
10 | Повторение | 4 | 1 | |
ИТОГО | 104 | 2 | 6 |