Рабочая программа по русскому языку для 5а класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования кадетской школы 2ДКК ДГТУ, Примерной программы по учебным предметам. ФГОС. Русский язык 5-9 класс (М.: Просвещение, 2015), Программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2015).
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
-совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;
- получения знаний по другим учебным предметам.
УУД, сформированные в процессе усвоения программы
знать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
- основные признаки стилей языка;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)для данного периода обучения;
- нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь и другие стили;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса;
- расширения круга используемых грамматических средств;
- развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
по фонетике и графике:
- производить фонетический разбор слова;
- соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
- свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;
- не смешивать буквы и звуки;
по орфоэпии:
- правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
- пользоваться орфоэпическим словарем;
по лексике:
- пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;
- толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;
- давать элементарный анализ лексического значения слова;
по морфемике и словообразованию:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
- выделять основу слова;
- образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;
- производить морфемный разбор;
- производить словообразовательный разбор;
по морфологии:
- различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;
- производить морфологический разбор изученных частей речи;
по синтаксису:
- выделять словосочетание в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;
- определять вид предложения по цели высказывания, интонации;
- определять грамматическую основу предложения;
- определять вид предложения по количеству грамматических основ;
- определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;
- определять однородные члены;
- определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился для ознакомиления);
- различать простое и сложное предложение;
- производить синтаксический разбор предложения;
по орфографии:
- находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;
- обосновывать выбор написания;
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации:
- находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
- обосновывать место и выбор знака препинания;
- находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
по связной речи, чтению и работе с информацией:
- читать учебно-научный текст изучающим чтением;
- владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;
- определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;
- понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;
- определять стиль текста;
- письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;
- пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;
- озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Сведения об используемом учебно-методическом комплекте,
учебно-методической литературе.
Учебно-методический комплект
Авторы | Название | Год издания | Издательство |
Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. | Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. | 2014 | М.: Просвещение |
Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. | Программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы. | 2015 | М.: Просвещение |
Список учебно-методической литературы
Авторы | Название | Год издания | Издательство |
Ахременкова Л.А. | К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. 5 класс | 2017 | М.: Просвещение |
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. | Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений. |
2014 |
М.: Просвещение |
Влодавская Е.А.. | Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. | 2014 | М: Экзамен |
Полонецкая Л.З., Галкина Г.В. | Занимательные задания по русскому языку: 5-9 классы. | 2016 | М.: ВАКО |
Костяева Т. А. | Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс | 2014 | М.: Просвещение |
Тростенцова Л. А.Стракевич М.М. | Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя | 2014 | М.: Просвещение |
Ушакова О.Д. | Все виды разбора по русскому языку 5-9 классы | 2013 | СПб.: Литера |
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. | Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. |
2014 |
М.: Просвещение |
Капинос В.И., Пучкова Л.И. | Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. | 2014 | М.: Интеллект-центр |
Годовой календарный план – график
Изучаемая тема |
Количество часов |
Количество аттестуемых работ | |
контрольные работы | развитие речи | ||
Язык – важнейшее средство общения. | 3 | ||
Вспоминаем, повторяем, изучаем. | 24 | 1 | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 33 | 1 | 2 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 15 | 1 | 1 |
Лексика. Культура речи. | 11 | 1 | |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 21 | 1 | |
Имя существительное. | 21 | 1 | 2 |
Имя прилагательное | 13 | 1 | 1 |
Глагол | 28 | 1 | |
Повторение и систематизация изученного в 5 классе. | 5 | 1 | |
ИТОГО | 174 | 8 | 8 |