Главная

Сведения об образовательной организации

Учебная работа

Воспитательная работа

Дистанционное обучение

Приём обучающихся

Обращение к руководству школы

Задать вопрос администрации школы

Часто задаваемые вопросы и ответы на них

Главная
  • Парад 2023
  • Кадеты
  • Реконструкция

Рабочая программа по русскому языку для 5а класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования кадетской школы 2ДКК ДГТУ, Примерной программы по учебным предметам. ФГОС. Русский язык 5-9 класс (М.: Просвещение, 2015), Программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2015).    

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

-совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны использовать приобретенные зна­ния и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-       осознания роли родного языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и обще­ства;

-       развития речевой культуры, бережного и созна­тельного отношения к родному языку;

-       удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуа­циях общения;

-       увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке;

-       получения знаний по другим учебным предметам.

УУД, сформированные в процессе усвоения программы

знать:

-       роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

-       смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;

-       основные признаки стилей языка;

-       признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-       основные единицы языка, их признаки;

-       основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)для данного периода обучения;

-       нормы речевого этикета;

уметь:

-       различать разговорную речь и другие стили;

-       определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

-       опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

-       объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

-       адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

-       читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

-       извлекать   информацию   из   различных   источников,   включая   средства   массовой   информации;   свободно   пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

-       воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

-       создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);

-       осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;

-       владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);

-       свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

-       соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-       соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

-       соблюдать нормы русского речевого этикета;

-       осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-       осознания значения родного языка в жизни человека и общества;

-       развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

-       удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

-       увеличения словарного запаса;

-       расширения круга используемых грамматических средств;

-       развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-       использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

-       умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-       любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-       устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-       интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-       интерес к изучению языка;

-       осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-       самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

-       самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

-       самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

-       работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

-       в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

-       самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

-       пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

-       извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

-       владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

-       перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-       излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

-       пользоваться словарями, справочниками;

-       осуществлять анализ и синтез;

-       устанавливать причинно-следственные связи;

-       строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

-       учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-       уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-       уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

-       уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-       уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-       уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-       осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

-       оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

-       оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

-       адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

-       высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-       слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-       выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

-       договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-       задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

по фонетике и графике:

-       производить фонетический разбор слова;

-       соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;

-       свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем;

-       не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии:

-       правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

-       пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике:

-       пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов;

-       толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы;

-       давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию:

-       выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;

-       выделять основу слова;

-       образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ;

-       производить морфемный разбор;

-       производить словообразовательный разбор;

по морфологии:

-       различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи;

-       производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису:

-       выделять словосочетание в предложении;

-       определять главное и зависимое слово;

-       образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова;

-       определять вид предложения по цели высказывания, интонации;

-       определять грамматическую основу предложения;

-       определять вид предложения по количеству грамматических основ;

-       определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения;

-       определять однородные члены;

-       определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился для ознакомиления);

-       различать простое и сложное предложение;

-       производить синтаксический разбор предложения;

по орфографии:

-       находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами;

-       обосновывать выбор написания;

-       находить и исправлять орфографические ошибки;

-       правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации:

-       находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

-       обосновывать место и выбор знака препинания;

-       находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

по связной речи, чтению и работе с информацией:

-       читать учебно-научный текст изучающим чтением;

-       владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;

-       определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато;

-       понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;

-       определять стиль текста;

-       письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;

-       пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;

-       озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

Сведения об используемом учебно-методическом комплекте,

учебно-методической литературе.

Учебно-методический комплект

Авторы Название Год издания Издательство
Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразо­вательных учреждений. 2014 М.: Просвещение
Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы. 2015 М.: Просвещение


Список учебно-методической литературы

Авторы Название Год издания Издательство
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. 5 класс 2017 М.: Просвещение
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебнику для V класса общеобразовательных учреждений.

2014

М.: Просвещение
Влодавская Е.А.. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. 2014 М: Экзамен
Полонецкая Л.З., Галкина Г.В. Занимательные задания по русскому языку: 5-9 классы. 2016 М.: ВАКО
Костяева     Т. А.   Проверочные   и     контрольные   работы   по     русскому   языку: 5 класс 2014 М.: Просвещение
Тростенцова Л. А.Стракевич М.М. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя 2014 М.: Просвещение
Ушакова О.Д. Все виды разбора по русскому языку 5-9 классы 2013 СПб.: Литера
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса.

2014

М.: Просвещение
Капинос В.И., Пучкова Л.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык V класс. 2014 М.: Интеллект-центр

Годовой календарный план – график

Изучаемая тема

Количество часов

Количество аттестуемых работ
контрольные работы развитие речи
Язык – важнейшее средство общения. 3
Вспоминаем, повторяем, изучаем. 24 1 1
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 33 1 2
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. 15 1 1
Лексика. Культура речи. 11 1
Морфемика. Орфография. Культура речи. 21 1
Имя существительное. 21 1 2
Имя прилагательное 13 1 1
Глагол 28 1
Повторение и систематизация изученного в 5 классе. 5 1
ИТОГО 174 8 8

Официальный портал ГИА

Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации

Официальный портал ЕГЭ

Официальный информационный портал единого государственного экзамена (ЕГЭ)

Центр тестирования

Ростовский областной центр обработки информации в сфере образования

Минобрнауки РФ

Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации

ФИПИ

Официальный сайт Федерального института педагогических измерений

Ростобрнадзор

Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области

Контактная информация

Адрес: 344032, г. Ростов-на-Дону, ул. Казахская, д. 57А

Юридический адрес: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, д. 1

График работы: Пн - Пт: с 08.10 до 17.10, Сб, Вс - выходные дни

Телефон/факс: (863) 254-78-77 (приёмная), электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Электронный журнал