Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 с изменениями и дополнениями), Программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень) В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной.
Согласно учебному плану рабочая программа в 10 классе рассчитана на 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
– воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
– развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
– освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
– совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен: Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства.
- содержание изученных литературных произведений.
- основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века.
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения.
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
- определять род и жанр произведения.
- сопоставлять литературные произведения.
- выявлять авторскую позицию.
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Учебно-методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Ю.В. Лебедев | Учебник «Русская литература. 10 класс, в 2-х частях». | 2016 | М.: Просвещение |
Годовой план – график
№ | Изучаемая тема | Кол-во часов | Количество аттестуемых работ | |
контрольные работы | развитие речи | |||
1 | Введение | 2 | ||
2 | Русская литература первой полвины XIX века. | 21 | 2 | |
3 | Русская литература второй полвины XIX века. | 78 | 2 | 4 |
4 | Зарубежная литература | 3 | ||
5 | Повторение и обобщение изученного | 1 | ||
Итого | 105 | 2 | 6 (кл.соч.) |