Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089, базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004, .авторской программой И.В. Душина, И.И Баринова (Программы для общеобразовательных учреждений: География. 5-9 классы/ сост. С.В. Курчина – М.: Дрофа, 2016г.).
Основными целями курса являются:
- Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
- Воспитание любви к родной стране, родному краю, уважение к истории и культуре Родины и населяющих её народов;
- Формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основные задачи курса:
- Формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
- Формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природным ресурсами и условиями, многообразными традициями населяющих её народов;
- Развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;
- Развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы; создание образа своего края.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю.
Основная цель регионального компонента в курсе «География России» 9 класса:
- создать у школьников целостное представление о своей малой Родине – Ростовской области;
- раскрыть своеобразие ее природных условий и ресурсов;
- познакомить учащихся с основными этапами заселения и освоения территории Ростовской области, условиями жизни и деятельности населения, с изменениями окружающей природы под воздействием антропогенного фактора.
География Ростовской области изучается в конце раздела III «Природные Региональная часть» (федеральная программа под редакцией И.В. Душиной).
Требования к уровню подготовки учащихся.
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Учебно – методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 |
И. В. Душина, И.И. Баринова сост. С.В. Курчина. |
Программа Программы для общеобразовательных учреждений: География. 5-9 классы | 2016 | Дрофа |
2 | В.Я. Ром Дронов | Базовый учебник География России. Население и хозяйство | 2014 | Дрофа |
3 | В.Я. Ром, | Рабочая тетрадь по географии. 9 класс | 2017 | Дрофа |
4 | УМК | Географический атлас «Хозяйство и население России»: 9- класс | 2017 | Дрофа |
Годовой календарный план – график
№ | Раздел. Изучаемая тема | количество часов | Количество аттестуемых работ | |
контрольная работа | практическая работа | |||
I |
Раздел I Общая часть курса
|
13 | 1 | 3 |
1 | Тема 1. Место России в мире | 4 | 1 | |
2 | Тема 2. Население Российской федерации | 6 | 2 | |
3 | Тема3. Географические особенности экономики России | 3 | ||
II | Раздел II Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география | 23 |
1 |
3 |
Тема 1. Научный комплекс |
1 | |||
5 | Тема 2. Машиностроительный комплекс | 3 | ||
6 | Тема3. Топливно-энергетический комплекс | 3 | 1 | |
7 | Тема 4. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества | 7 | ||
8 | Тема 5. Агропромышленный комплекс | 3 | 1 | |
9 | Тема 6. Инфраструктурный комплекс | 6 |
|
1 |
III |
Раздел III Региональная часть курса | 32 |
2
|
3 |
1 |
Тема 1. Районирование России
|
1 | ||
2 | Тема 2. Западный макрорегион – Европейская Россия | 1 | ||
3 | Тема 3.Центральная Россия , Европейский Северо-Запад | 7 | ||
4 | Тема 4.Европейский Север | 3 | 1 | |
5 | Тема 5.Европейский Юг | 3 | ||
6 | Тема 6.Поволжье | 3 | ||
7 | Тема 7.Урал | 4 | 1 | |
8 | Тема 8. Восточный Макрорегион – азиатская часть России | 6 | 1 | |
13 | Тема 9. Ростовская область | 4 | ||
Итого | 68 | 4 | 9 |