Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями), Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8.04.2015 г. №1/15), авторской программой общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, ориентирована на учебник «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И. Коровини др. - М.: «Просвещение»).
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные:
‒ воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
‒ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
‒ формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
‒ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
‒ освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
‒ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
‒ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
‒ формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
‒ осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
‒ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
‒ Метапредметные:
‒ самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
‒ самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
‒ соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
‒ оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
‒ владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
‒ определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
‒ создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
‒ организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
‒ осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
‒ формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные:
Обучающийся научится:
‒ пересказывать сюжет, выявлять особенности композиции, вычленять фабулу;
‒ оценивать систему персонажей;
‒ находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выявлять особенности языка и стиля писателя;
‒ определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
‒ объяснять свое понимание философской, эстетической проблематики произведения;
‒ выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
‒ выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения;
‒ пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
‒ представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы, вести учебные дискуссии.
Обучающийся получит возможность научиться:
‒ собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
‒ выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения;
‒ выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
‒ ориентироваться в информационном образовательном пространстве:
‒ работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой, пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Учебно – методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1. |
В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. |
Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия. 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений | 2014 | М.: Просвещение |
2. | В.Я. Коровина | «Литература 7 класс. Фонохрестоматия.» | 2006 | М.: Просвещение |
3. | Полухина В.П. | Читаем, думаем, спорим… | 2002 | М. Просвещение |
7а класс
Годовой календарный план – график
№ | Изучаемая тема | Кол-во часов | Кол-во аттестуемых работ | |
Контрольные р. | Практические(р/р) | |||
1 | Введение | 1 | ||
2 | Устное народное творчество | 5 | ||
3 | Из Древнерусской литературы | 2+1 | 1 тест | |
4 | Из литературы 18 века | 2 | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ( 28 Ч.) | ||||
5 | А.С.Пушкин | 6 | 1 | |
6 | М.Ю. Лермонтов | 3+1 | 1 сочинение | |
7 | Н.В.Гоголь | 4+1 | 1 | 1 сочинение |
8 | И.С.Тургенев | 2 | ||
9 | Н.А.Некрасов | 2 | ||
10 | А.К.Толстой | 1 | ||
11 | М.Е. Салтыков-Щедрин | 2 | ||
12 | Л.Н.Толстой | 2+1 | 1 д/сочинение | |
13 | А.П.Чехов | 3 | ||
14 |
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.
|
1 | ||
Произведения русских писателей 20 века | ||||
15 | И.А.Бунин | 2 | ||
16 | А.М.Горький | 3 | 1 | |
17 | Л.Н.Андреев | 2 | ||
18 | В.В. Маяковский | 1 | ||
19 | А.А.Платонов | 2+1 | 1 сочинение | |
20 | В.В. Маяковский | 1 | ||
21 | А.Т. Твардовский. | 1 | ||
22 | Стихи о войне, мужестве, героизме | 2 | ||
23 | Ф.А. Абрамов | 1 | ||
24 | Е.И.Носов | 2 | ||
25 | Ю.П.Казаков «Тихое утро». | 1 | ||
26 | Д.С. Лихачев. | 1 | ||
27 | М. Зощенко. «Беда» | 1 | ||
28 | Стихи поэтов XX века о Родине, | 1+1 | 1 тест | |
29 | Песни на слова русских поэтов XX века. | 1 | ||
30 | Из литературы народов России | 1 | ||
31 | Из зарубежной литературы | 4 | ||
32 | Итоговый урок | 1 | ||
Итого: | 70 | 5 | 4 |
7б класс
Годовой календарный план – график
№ | Изучаемая тема | количество часов | Количество аттестуемых работ | |
контрольные работы | развитие речи | |||
Введение | 1 | |||
1 | Устное народное творчество | 5 | ||
2 | Древнерусская литература | 3 | 1 | |
3 | Из русской литературы 18 века | 2 | 1 | 1 |
4 | Из русской литературы 19 века | 28 | 1 | 2 |
5 | Произведения русских писателей 20 века | 23 | 1 | 1 |
6 | Из литературы народов России | 1 | ||
7 | Зарубежная литература | 4 | 1 | |
Итоговый урок | 1 | |||
Резервные уроки | 2 | |||
ИТОГО | 70 | 5 | 4 |
Учебно–методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 |
В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. |
Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия. 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений | 2014 | М.: Просвещение |
2 | В.Я. Коровина | «Литература 7 класс. Фонохрестоматия.» | 2006 | М.: Просвещение |
3 | В.Я. Коровина | Программа «Литература» | 2006 | М.: «Просвещение» |