Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике; «Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике»; примерной основной образовательной программы основного общего образования, примерной программой по учебным предметам ФГОС. Математика 5-9 классы (М.: Просвещение, 2011) (Стандарты второго поколения) к учебнику 7-9 классы, авторы Л.С. Атанасян, В.Ф Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова (М.: Просвещение, 2011)
Данная программа позволяет реализовать следующие цели обучения математике:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в современном обществе.
В соответствии с учебным планом 2ДКК ДГТУ и календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю в течение всего учебного года).
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные:
‒ умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
‒ критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
‒ представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
‒ креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математической задачи;
‒ умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
‒ способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
‒ первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и технике, средстве моделирования явлений и процессов;
‒ умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
‒ умение находить в различных источниках информацию, для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
‒ умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
‒ умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
‒ умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
‒ понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
‒ умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
‒ умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
‒ первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
Предметные:
Начальные геометрические сведения.
Обучающийся научится:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур;
- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
- исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
- выполнять проекты по темам (по выбору).
Треугольники.
Обучающийся научится:
- строить с помощью чертежного угольника и транспортира медианы, высоты, биссектрисы прямоугольного треугольника;
- проводить исследования несложных ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
- переводить текст (формулировки) первого, второго, третьего признаков равенства треугольников в графический образ, короткой записи доказательства, применению для решения задач на выявление равных треугольников;
- выполнять алгоритмические предписания и инструкции (на примере построения биссектрисы, перпендикуляра, середины отрезка), овладевать азами графической культуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
- переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием алгоритмов, записывать решения с помощью принятых условных обозначений;
- составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
- проводить исследования ситуаций (сравнение элементов равнобедренного треугольника), формулировать гипотезы исследования, понимать необходимость ее проверки, доказательства, совместно работать в группе;
- проводить подбор информации к проектам, организовывать проектную деятельность и проводить её защиту.
Параллельные прямые.
Обучающийся научится:
- передавать содержание материала в сжатом виде (конспект), структурировать материал, понимать специфику математического языка и работы с математической символикой;
- работать с готовыми предметными, знаковыми и графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
- проводить классификацию объектов (параллельные, непараллельные прямые) по заданным признакам;
- использовать соответствующие инструменты для решения практических задач, точно выполнять инструкции;
- распределять свою работу, оценивать уровень владения материалом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать с готовыми графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов, проводить классификацию объектов (углов, полученных при пересечении двух прямых) по заданным признакам;
- переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, представлять информацию в сжатом виде (схематичная запись формулировки теоремы), проводить доказательные рассуждения, понимать специфику математического языка;
- объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах, проводить классификацию (на примере видов углов при двух параллельных и секущей) по выделенным признакам, доказательные рассуждения.
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
Обучающийся научится:
- проводить исследования несложных ситуаций (измерение углов треугольника и вычисление их суммы), формулировать гипотезу исследования, понимать необходимость ее проверки, совместно работать в группе;
- составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
- осуществлять перевод понятий из печатного (текст) в графический образ (чертеж);
- приводить примеры, подбирать аргументы, вступать в речевое общение, участвовать в коллективной деятельности, оценивать работы других;
- различать факт, гипотезу, проводить доказательные рассуждения в ходе решения исследовательских задач на выявление соотношений углов прямоугольного треугольника;
- проводить исследования несложных ситуаций (сравнение прямоугольных треугольников), представлять результаты своего мини-исследования, выбирать соответствующий признак для сравнения, работать в группе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- переводить текстовую информацию в графический образ и математическую модель, решать комбинированные задачи с использованием 2–3 алгоритмов, проводить доказательные рассуждения в ходе презентации решения задач, составлять обобщающие таблицы;
- составлять конспект математического текста, выделять главное, формулировать определения по описанию математических объектов;
- осуществлять перевод понятий из текстовой формы в графическую.
Повторение.
Обучающийся научится:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации
- классифицировать геометрические фигуры
- находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство)
- доказывать теоремы
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств
- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве
- использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Обучающийся получит возможность научиться:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
- приобрести опыт применения алгебраического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
- овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
- научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек.
Учебно - методический комплект
Авторы | Название | Год издания | Издательство |
Л. С. Атанасян В. Ф. Бутузов С. В. Кадомцев и др. |
Геометрия: учебник для 7-9 классов | 2014 г. | Просвещение |
Т.А. Бурмистрова |
Программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л. С. Атанасян, В. Ф.Бутузов, С. В. Кадомцев и др.) |
2011 г. | Просвещение |
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков |
Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя | 2009 г. | Просвещение |
7 класс
Годовой календарный план – график
№ | Изучаемая тема |
кол- во часов |
Количество аттестуемых работ | |||
контрольная работа |
тестовая работа |
самостоятельная работа |
практическая работа |
|||
Гл. I |
Начальные геометрические сведения |
10 | 1 | 3 | 1 | 2 |
Гл. II | Треугольники | 16 | 1 | 4 | 3 | 3 |
Гл. III | Параллельные прямые | 14 | 1 | 3 | 2 | 1 |
Гл. VI | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 18 | 2 | 5 | 3 | 4 |
Итоговое повторение. Решение задач |
12 | 1 | 3 | 1 | ||
Итого | 70 | 6 | 15 | 12 | 11 |
7 класс
Годовой календарный план – график
№ | Изучаемая тема |
кол- во часов |
Количество аттестуемых работ | |||
контрольная работа |
тестовая работа |
самостоятельная работа |
практическая работа |
|||
Гл. I |
Начальные геометрические сведения |
10 | 1 | 3 | 1 | 2 |
Гл. II | Треугольники | 15 | 1 | 4 | 3 | 3 |
Гл. III | Параллельные прямые | 13 | 1 | 3 | 2 | 1 |
Гл. VI | Соотношения между сторонами и углами треугольника | 20 | 2 | 5 | 3 | 4 |
Итоговое повторение. Решение задач | 12 | 3 | 1 | |||
Итого | 70 | 5 | 15 | 12 | 11 |