Рабочая программа по истории для 6 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями), Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8.04.2015 г. №1/15), авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России», авторской программы по Всеобщей истории - Годера Г.И. и Свенцицкой И.С., Агибаловой Е.В., Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С.
Программа ориентирована на использование учебника Е.В. Агибалова, Г.М. Донского под ред. Сванидзе А.А. История Средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений, М, Просвещение и учебника Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.; под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение.
Цели изучения предмета «История»:
- формирование способности к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом;
- формирование целостной картины мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов;
- осознание значимости исторического знания для понимания современного места и роли России в мире, важности вклада каждого народа, его культуры в общую мировую историю;
- формирование личностной позиции на основе осмысления исторического опыта человечества;
- воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями ФГОС основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства РФ;
- формирование способности активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности;
- углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- овладение умениями получать из разнообразных источников историческую информацию, критически осмысливать, систематизировать, анализировать;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для исторического познания.
Предмет «история» в 6 классе включает два курса: история Средних веков – 29 часов и истории России – 41час. Предполагается последовательное изучение двух курсов.
Количество учебных часов: в год – 70часов, в неделю – 2 часа, рабочих недель – 35.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование и развитие компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, реализации собственного лидерского потенциала;
- способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- формирование и развитие основ художественной культуры, эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- делать сравнение, систематизировать, выявлять признаки, особенности;
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки выполнения заданий;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить логические рассуждения, умозаключения;
- сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- работать с электронными поисковыми системами, словарями;
- развивать мотивацию к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- организовывать учебное взаимодействие в группе;
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач, с помощью средств ИКТ;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- целеполагание в учебной деятельности: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности, готовность и способность противостоять трудностям и помехам;
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.; - активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
- смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста, усвоения его содержания, поиска информации на основе операций, обеспечивающих понимание текста (выделение замысла автора текста, основной идеи, главного и второстепенного; последовательности, причинно-следственной и логической связи описываемых событий);
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; для отображения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности).
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- развитие исследовательский учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Обучающийся получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Учебно – методический комплект
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 |
Е. В. Агибалова, Г. М. Донской под ред. Сванидзе А.А. |
Всеобщая история. История Средних веков. Учебник 6 класс. | 2014 | Просвещение |
2 | Е. А. Крючкова | Всеобщая история. История Средних веков. Рабочая тетрадь. 6 класс | 2017 | Просвещение |
3 | Курбский Н. А. | История Средних веков. 6 класс. Атлас. ФГОС | 2017 | Дрофа |
4 |
Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П. С. Стефанович, А.Я. Токарева |
История России. 6 класс. Учебник в 2 – х частях.
|
2016 | Просвещение |
5 | В. В. Тороп |
История России. 6 класс. Контурные карты |
2017 | Просвещение |
6 |
А. Ю. Мерзликин, И. Г. Старкова |
История России. 6 класс. Атлас |
2017 | Просвещение |
Годовой календарный план – график
№ п/п | Изучаемая тема | Кол-во часов | Виды контроля | |
Проверочная работа | Контрольная работа | |||
Раздел I. История Средних веков. (29 ч) | ||||
1 | Введение. | 1 | - | - |
2 | Становление средневековой Европы (VI – XI вв) | 4 | - | - |
3 | Византийская империя и славяне в VI – XI вв. | 2 | - | - |
4 | Арабы в VI – XI вв. | 2 | - | - |
5 | Феодалы и крестьяне. | 2 | - | - |
6 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе. | 3 | - | 1 |
7 | Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы | 2 | - | - |
8 | Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV вв.) | 5 | - | - |
9 | Славянские государства и Византия в XIV – XV вв. | 2 | - | - |
10 | Культура Западной Европы в Средние века | 3 | - | - |
11 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | 3 | - | 1 |
Раздел II. История России. (41 час) | ||||
1 | Введение. | 1 | ||
2 | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 5 | - | - |
3 | Русь в IX – первой половине XII в. | 11 | - | 1 |
4 | Русь в середине XII – начале XIII в. | 5 | - | - |
5 | Русские земли в середине XIII – XIV в. | 10 | - | - |
6 | Формирование единого Русского государства | 9 | - | 1 |
Итого: | 70 | - | 4 |