Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями), Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8.04.2015 г. №1/15) и авторской программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник/.
Цели изучения биологии в 6 классе:
¾ формирование представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;
¾ приобретение знаний о строении, жизнедеятельности, средообразующей роли и значении растительных организмов в природе и в жизни человека;
¾ овладение умением применять полученные на уроках биологии знания в практической деятельности;
¾ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за растительными организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
¾ систематизация знаний об объектах живой природы, которые обучающиеся получили при освоении курса биологии в 5 классе;
¾ воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
¾ использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
На изучение биологии в 6 классе отведен 1 ч в неделю (всего 35 часов).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
¾ осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
¾ формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
¾ умение применять полученные знания в практической деятельности;
¾ осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
¾ определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;
¾ знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
¾ способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
¾ формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
¾ оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
¾ формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий (УУД)
Познавательные УУД :
¾ работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
¾ составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
¾ проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
¾ сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
¾ строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
¾ создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
¾ определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Регулятивные УУД :
¾ организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи и прогнозировать результаты работы;
¾ самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
¾ работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
¾ владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД :
¾ слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
¾ интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
¾ адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
¾ характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства живой природы;
¾ применять методы биологической науки для изучения растений – проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
¾ использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
¾ ориентироваться в системе познавательных ценностей – оценивать информацию о растительных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и в жизни человека; последствия деятельности человека в природе.
Обучающийся получит возможность научиться:
¾ соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
¾ использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работать с определителями растений; выращивать и размножать культурные растения;
¾ выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных сообществ;
¾ осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;
¾ ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
¾ находить информацию о растениях в научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках;
¾ анализировать, оценивать биологическую информацию и переводить ее из одной формы в другую;
¾ выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Учебно – методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1. | В.В. Пасечник | Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. М.: Дрофа |
2017
|
М. Дрофа |
2. | В. В. Пасечник | Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. | 2018 | М. Дрофа |
Годовой календарный план – график
№ | Изучаемая тема | количество часов | Количество аттестуемых работ | |||
контрольная работа | лабораторная работа | практическая работа |
провер., самост. |
|||
1 1. |
Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 |
1
|
14
|
- | |
22. | Жизнь растений | 11 |
1
|
1
|
2 |
1
|
3. | Классификация растений | 5 | - |
1
|
- | 1 |
4. | Природные сообщества | 5 |
1
|
- | - | 1 |
ВСЕГО | 35 | 3 | 16 | 2 | 3 |