Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями примерной основной образовательной программы и планируемыми результатами основного общего образования с учетом возможностей примерной авторской программы «Музыка. 5-7 классы» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Москва. «Просвещение» 2016г., рекомендованной (допущенной) Министерством образования РФ.
Обучение осуществляется по учебнику, включенному в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе Министерством образования и науки РФ.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
В связи с тем, что ключевым требованием ФГОС ООО является духовно-нравственное воспитание школьников, программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Цель программы – развитие музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- воспитание интереса, эмоционально - осознанного отношения и любви к музыкальному искусству, воспитание нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории России, музыкальной культуре разных народов мира и музыкальной культуре и традициям родного края на основе постижения воспитанниками музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанном в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ, утверждённом приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г. Программа «Музыка» изучается в 5 классе в объёме - 35 часов в год (1 час в неделю).
Исходя из требований образовательной программы Кадетской школы, в рабочую программу включён региональный компонент музыкального образования через ознакомление с образцами музыкального фольклора Донского края. В содержание 3 часов внесены темы регионального компонента, а кадетский компонент введён в уроки в течение всего учебного года через певческую деятельность на всех уроках.
Основным нововведением стандартов второго поколения является рассмотрение универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса:
Личностные УУД:
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах;
- использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоение мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.
Познавательные УУД:
- устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;
- усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД:
- владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
- прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;
- осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;
- оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
Коммуникативные УУД:
- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;
- совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Информационные УУД:
- осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека;
- формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
- расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства, полученных на уроках;
- использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;
- обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки;
- расширения с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, использования информации в проектно-исследовательской деятельности.
Учебно – методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1. |
Сергеева Г.П. Критская Е.Д. |
Учебник «Музыка» 5 класс. | 2015 |
Просвещение Москва |
2. |
Критская Е.Д. Сергеева Г.П. |
Фонохрестоматия музыкального материала 5 класс. |
2010 |
Москва «Аудио – Школа» |
3. |
Критская Е.Д. Сергеева Г.П. |
Уроки музыки. Поурочные разработки. 5 -6 классы. | 2014 |
Москва Просвещение |
Список учебно - методической литературы
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 |
Критская Е.Д. СергееваГ.П. Шмагина Т.С. |
Программа «Музыка 5-7классы. Искусство. 8-9 классы». | 2010 |
Просвещение, Москва |
2 |
КритскаяЕ.Д. СергееваГ.П. |
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы» |
2014 |
Москва, Просвещение |
3 | Алиев Ю.Б. | Настольная книга школьного учителя- музыканта | 2002 |
Москва, Владос. |
4 | В.Н.Мантулин | Песенник российского воина 1,2 тома | 2004 | Русская Лира |
5 | А.Е Луковников | Друзья-однополчане. Рассказы о песнях. Рожденных войной | 1985 | Музыка |
6 | В.Бекетова | Русские народные песни | 1983 | Музыка |
7 | Ю.В.Мерзлов | Антология традиционных донских песен (электронный ресурс) | ||
8 | Д.Б.Кабалевский | Как рассказывать детям о музыке? | 2004 | Москва |
9 | Словарь юного музыканта | |||
1 | Л.В. Золина | Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие | 2008 | Москва, Глобус |
1 | Т.А.Затямина | Современный урок музыки | 2008 | Москва, Глобус |
1 | Е.Мирская | Музыка (музыкальные инструменты разных эпох) | 1999 | Дорлинг, Киндерсли |
Годовой календарный план – график
№ | Изучаемая тема, раздел |
количество часов
|
1 | Раздел 1. Музыка и литература. | 17ч |
2 | Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство. | 18ч |
Итого: | 35ч |