Данная программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- закон 273-ФЗ РФ " от 29.12.2012 «Об образовании в РФ";
- рабочие программы. География 5-9 классы/ сост. С.В. Курчина – М.: Дрофа, 2016. – 409 с.
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Начальный курс «5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.
Цели курса:
- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества-географической картой, с взаимодействием природы и человека;
- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются
в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
Учебный план отводит 34 учебных часов для обязательного изучения географии в 5 классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю.
Основные формы обучения
Общеклассные формы: урок, практическая работа, зачетный урок. Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания. Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Учебно – методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1
|
И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И. Сонин |
Учебник. География. Начальный курс | 2013 |
Дрофа
|
2 | Географический атлас: 5 класс. | 2017 | Дрофа | |
3 | Предметная тетрадь «География. Начальный курс» Баринова И.И. | 2017 |
Список учебно - методической литературы
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Т.В. Козачек. | Поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. | 2016 | «Учитель» |
2 | А.Д. Ступнико-ва, Л.В. Бражни-кова, Т.М. Бескоровайная. | Справочник учителя географии | 2016 | «Учитель» |
3 | Интернет | Мультимедийные презентации | ||
4 |
Интернет портал | Pro. Школу.ru | ||
5 | Интернет портал | Фестиваль педагогических идей | ||
5 | Интернет-портал |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru |
Годовой календарный план – график
№ | Раздел. Изучаемая тема | количество часов | Количество аттестуемых работ | |
контрольная работа | практическая работа | |||
1 | Раздел I. Что изучает география. |
5 |
|
|
2 | Раздел II. Как Люди открывали Землю. | 5 | 1 | 2 |
3 | Раздел III.Земля во Вселенной. | 9 | 1 | |
4 | Раздел VI. Виды изображений поверхности Земли | 4 |
|
1 |
5 | РазделV. Природа Земли. | 12 | 1 | |
Итого | 35 | 3 |
3
|