Рабочая программа по математике для 5 класса разработана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по математике (базовый уровень), с учётом требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и обязательного минимума содержания основного общего образования по математике.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе;
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях , не требующих углублённой математической подготовки;
- воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
В результате изучения курса математики 5 класса учащиеся должны
знать/понимать:
- сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;
- понятия «уравнение» и «решение уравнения»;
- смысл алгоритма округления десятичных дробей;
- переместительный, распределительный и сочетательный законы;
- понятие среднего арифметического;
- определение прямоугольного параллелепипеда и куба; определение отрезка и луча.
уметь:
- выполнять арифметические действия с натуральными числами и с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками);
- применять свойства арифметических действий при решении примеров;
- выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих общий знаменатель;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
- округлять целые числа и десятичные дроби; выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;
- решать линейные уравнения, упрощать буквенные выражения;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- решать текстовые задачи на дроби и с помощью уравнений;
- находить процент от числа и число по его проценту.
- вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба.
В результате освоения курса математики 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- независимость и критичность мышления;
- воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебных действий;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки
Познавательные универсальные учебные действия:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурс библиотек и Интернет;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- давать определение понятиям
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- учиться критично относиться к своему мнению;
- понимая позицию другого, различать его речи: мнения (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
С учётом возрастной специфики класса основной формой обучения являются комбинированные уроки, учебные практикумы, игровые уроки. Планируется использование новых педагогических технологий в преподавании предмета.
Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематический план предусматривает 175 часов математики в год, то есть 5 часов в неделю. В начале учебного года планируется повторение на протяжении 8 уроков. По итогам повторения проводится диагностическая контрольная работа. В конце учебного года повторение пройденного материала – 13 часов. По итогам года – промежуточная аттестация.
Учебно-методический комплект
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1. | Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов |
Математика – 5 учебник |
2015 | Мнемозина |
2. |
Н.Я. Виленкин В.И. Жохов |
Математика – 5, рабочие тетради 1,2 | 2015 | Мнемозина |
3. | М.Я.Гаиашвили | Самостоятельные контрольные работы по математике 5-6 класса. | 2014 | Москва «ВАКО» |
4. | Л.П. Попова | Сборник практических задач по математике | 2015 | Москва «ВАКО» |
Список учебно-методической литературы
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1. | З.Е. Пахарева |
Сборник нестандартных задач по математике для 5-6 классов. |
2007 | Санкт – Петербург |
2. | А.В. Фарков | Математические олимпиады в школе для 5-11 классов. | 2007 | Айрис-пресс |
3. | А.С. Чесноков | Дидактические материалы по математике для 5 класса | 2014 | Мнемозина |
4. | В.И. Жохов | Разработки уроков, нормативные и контрольно-методические материалы по математике 5-6 классов. | 2007 | Илекса |
5. | А.В. Фарков | Внеклассная работа по математике для 5 класса. | 2007 | Айрис-пресс |
6. | А.В. Фарков |
Математические кружки в школе для 5-8 классов. |
2008 | Айрис-пресс |
7. | Н.А. Ким | Развёрнутое тематическое планирование по математике для 5-9 кл | 2009 |
Учитель |
Годовой календарный план-график
№ | Изучаемая тема | количество часов | Количество аттестуемых работ | ||
контрольная работа | самостоятельная работа | математический диктант | |||
1 | Повторение | 8 | 1 | 1 | 1 |
2 | Натуральные числа и шкалы | 12 | 1 | 1 | 4 |
3 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 22 | 2 | 5 | 7 |
4 | Умножение и деление натуральных чисел | 27 | 2 | 4 | 3 |
5 | Площади и объёмы | 12 | 1 | 2 | 1 |
6 | Обыкновенные дроби | 24 | 2 | 1 | 5 |
7 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 16 | 1 | 1 | 4 |
8 | Умножение и деление десятичных дробей | 24 | 2 | 2 | 6 |
9 | Инструменты для вычислений и измерений | 17 | 2 | 1 | 2 |
10 | Повторение. Решение задач и уравнений | 12 | 1 | - | - |
ИТОГО | 174 | 14 | 18 | 33 |